Характер работы меняется, и ИТ-директора играют решающую роль в обеспечении того, чтобы все сотрудники обладали необходимыми навыками. Грег Дуглас, руководитель Accenture по разработке технологических стратегий и консультированию, и Ева Сэйдж-Гэвин, руководитель практики Accenture по работе с человеческими ресурсами, обсуждают на портале InformationWeek четыре вещи, которые ИТ-руководители информационных служб могут незамедлительно сделать, чтобы помочь повысить уровень использования цифровых технологий в настоящее время и в будущем для всех сотрудников.

Мы уже давно настаиваем на том, что цифровая трансформация должна стать приоритетом. Большинство компаний понимает, что будущее за цифровизацией, но многие по-прежнему рассматривают ее как среднесрочный вопрос, который можно отложить, сосредоточившись на более насущных проблемах.

Пандемия превратила быстрое внедрение технологий в вопрос выживания. И уже хорошо задокументировано, что пандемия порождает удивительную волну цифровой трансформации, которая окажет глубокое воздействие на мир труда.

CIO стали «рок-звездами» в этой истории. Многие взяли из многолетних программ преобразований критические аспекты и реализовали их за несколько коротких месяцев. Это были беспрецедентные изменения, которые для многих из нас уже стали обычным делом: распределенная работа, виртуальные встречи, цифровое сотрудничество и т. д.

Но обеспечив насущные потребности поддержания устойчивости бизнеса, CIO уже смотрят в будущее. При этом есть три вопроса, которые влияют на их сознание:

  • готовы ли сотрудники к использованию современных технологий? Внедрение новой технологии для поддержки распределенной работы было настолько быстрым, что вполне естественно, что связанные с этим усилия по перепрофилированию навыков могут отставать;
  • готовы ли трудовые ресурсы к завтрашней технологии? По мере того, как происходят цифровые преобразования, а новые технологии, такие как блокчейн и искусственный интеллект, внедряются в масштабе, работникам необходимо будет снова и снова повышать свою квалификацию, чтобы не отстать;
  • готова ли рабочая сила к структурным изменениям на индустриальном уровне? Трансформация приводит к постоянным изменениям в характере работы во многих отраслях промышленности. Насколько при этом возможна адаптация технологических навыков персонала?

Мы вступаем в мир, где все работники в большей или меньшей степени заняты технологиями. Это создает огромные возможности для CIO и CTO расширить сферы своей деятельности. Эти руководители возьмут на себя ответственность за переквалификацию всего персонала, чтобы он был готов к постоянным изменениям и мог в полной мере извлекать пользу из используемых им инструментов, даже если приходится приспосабливаются к новым ролям и обязанностям.

Персонал, который с цифрой на «ты»

Как этому могут способствовать ИТ-директора? Одной из концепций, которая окажется полезной в ближайшие годы, является идея «цифровой беглости» («digital fluency»). Проведем аналогию с языком. Можно быть грамотным в языке и понимать такие инструменты, как чтение и разговорная речь. Но можно и свободно владеть языком: уметь использовать его составные элементы, чтобы создавать что-то новое — например, стихотворение или рассказ.

Что касается цифровых навыков, то в прошлом большинство предприятий сосредоточилось на грамотности. Сейчас же CIO имеют возможность обучать цифровой беглости, давая всем работникам предприятия навыки, необходимые для интуитивного использования технологии и создания чего-то нового. Беглость владения цифровыми технологиями — недостающая часть головоломки для многих цифровых преобразований.

Кроме того, это именно то, что необходимо для того, чтобы оградить рабочую силу от структурных изменений в их отраслях. Если у работников есть творческое понимание «цифры», эти навыки можно использовать вне зависимости от того, какие требования к ним предъявляются. Исследование Accenture показывает, что цифровая беглость определяет 54% способности работника быть гибким. Эта гибкость — отличная новость для бизнеса: компании, свободно владеющие цифровыми технологиями, в последние три года демонстрируют высокие темпы роста доходов (свыше 20%) почти в три раза чаще, чем их коллеги.

Есть четыре вещи, которые CIO могут сделать прямо сейчас, чтобы помочь рабочей силе свободно использовать цифровые технологии:

  1. построить цифровой фундамент. CIO может возглавить этот процесс и установить сроки построения цифрового фундамента предприятия, создав цифровое рабочее место, располагающее всеми возможностями для самостоятельной работы и автоматизации;
  2. улучшить технологический фактор рабочей силы. Технологический фактор рабочей силы — энтузиазм работников, их опыт и ценность, которую они видят во всех технологиях, — имеет большое значение для свободного владения цифровыми технологиями. CIO могут использовать аналитику данных для определения готовности сотрудников работать с технологиями и соответствующим образом адаптировать программы повышения квалификации;
  3. сотрудничать в рамках программы переквалификации. Многие организации проводят обучение или тренинги централизованно, что можно использовать для налаживания сотрудничества с ИТ-специалистами и ИТ-директорами при разработке новой учебной программы по цифровой беглости. В разработку учебного плана и, что более важно, в развертывание и реализацию программы должны быть включены лидеры и влиятельные лица из всех подразделений компании;
  4. формировать культуру цифрового лидерства. CIO должны помочь усилить влияние цифровых преобразований на бизнес. Это включает в себя оказание помощи в создании новых рабочих структур, определение ролей и обязанностей, а также в адаптации руководителей бизнеса к новым удалённым и гибридным рабочим моделям.

Переподготовка рабочей силы является необходимым условием успеха в зарождающемся мире цифровых технологий. Являясь инициаторами перемен в бизнесе своих компаний, CIO могут взять на себя ведущую роль в формировании у персонала навыков свободного владения цифровыми технологиями, необходимых для работы будущего.