Руководители будущего, возможно, будут оценивать нынешние времена как темный век науки о данных — с многообещающими, но очень примитивными перспективами. Как предприятия будут использовать данные для решения бизнес-задач через десять лет? Ганес Кесари, спикер конференций TEDx, сооснователь компании Gramener, где он возглавляет департамент информационных технологий и инноваций, рассматривает на портале Enterprisers Project смелый гипотетический сценарий развития науки о данных.

Сегодня у нас есть зеттабайты данных, сила искусственного интеллекта для извлечения инсайтов и визуальный сторителлинг. Тем не менее, для технологических инноваций характерна экспоненциальная траектория развития. Билл Гейтс справедливо говорит, что мы всегда переоцениваем изменения, которые произойдут в ближайшие два года, и недооцениваем таковые в следующие десять лет.

Давайте посмотрим на некоторые смелые (возможно, даже странно звучащие) прогнозы того, как может выглядеть мир в 2030-х. Эта статья перенесет вас на десятилетие в будущее, чтобы переосмыслить, как ваша организация сможет использовать данные для принятия решений.

Три шага к решению бизнес-задач

Существует три стандартных шага для перехода от бизнес-задач к практическим решениям с использованием данных. Давайте на гипотетическом примере сравним, как эти шаги выполняются сегодня и будут выполняться в 2030-х, и представим, как вы можете подготовиться к этому будущему.

Предположим, что вы являетесь технологическим руководителем ритейл-конгломерата с сетью офлайновых магазинов и сильным онлайн-присутствием. Вы сталкиваетесь с проблемой оттока покупателей. Как бы вы помогли вашим бизнес-руководителям принять правильное решение, чтобы удержать клиентов?

1. Сбор данных

Первым шагом является сбор данных для понимания проблемы бизнеса и ее контекстуализации.

Сегодня: инструменты обнаружения данных. Существует множество данных о ваших розничных клиентах, как внутри предприятия, так и из открытых источников. Команды собирают их в центральные хранилища или озера данных. Затем они используют инструменты для обнаружения данных и готовят их к анализу. Это работает, но это громоздко и занимает много времени.

2030-е: нейрокомпьютерные интерфейсы. В будущем появятся фабрики данных, позволяющие бесшовно объединять корпоративные и общедоступные данные. Данные будут в высокой степени децентрализованы, автоматизированы, доступны в режиме реального времени и тривиальны для обнаружения. Это будет что-то вроде поиска адреса электронной почты вашего коллеги.

Важно отметить, что вам не понадобятся никакие инструменты, чтобы окунуться в ваши данные. Благодаря нейрокомпьютерным интерфейсам ваш мозг может быть, при желании, подключен к сети. Данные, полученные из человеческой памяти, обогатят сигналы. При этом ваши розничные покупатели тоже являются частью этого нейронного коллектива — вы можете использовать более глубокие сигналы о покидающих вас покупателях.

Как CIO/CDO могут подготовиться. Управление данными будет по-прежнему являться основой для принятия решений, основанных на данных. CIO должны планировать фабрику данных предприятия, основанную на имеющихся у них данных. Они должны обеспечить будущее, в котором потребуется поддержка малых, распределенных данных в режиме реального времени.

CIO должны обеспечить более простое обнаружение и использование данных, экспериментируя с новыми тенденциями в таких областях, как носимые устройства, смешанная реальность и нейрокомпьютерные интерфейсы. Конфиденциальность, этика и безопасность станут еще более критичными, особенно когда вы будете подключены к мозгу с доступом к человеческой памяти.

2. Анализ для выявления инсайтов

Вторым шагом является применение аналитических методов и выделение важных для практики инсайтов на основе собранных данных.

Сегодня: искусственный интеллект. Чтобы выяснить, что является причиной оттока клиентов и как с этим бороться, в вашем распоряжении имеется множество методик. Простое машинное обучение или моделирование на основе ИИ может смоделировать сотни сценариев и представить себе, что может произойти в каждом из них. Затем вы предоставляете персонализированные скидки для этого гиперцелевого набора клиентов.

2030-е: коллективный расширенный интеллект. В следующем десятилетии квантовые вычисления достигнут экспоненциальных высот. Однако самым большим изменением станет добавление человеческого мозга в вычислительную смесь. Появится взаимосвязанная сеть людей и интеллектуальных машин, которая высвободит силу коллективного расширенного интеллекта.

Этот нейронный вычислительный улей превратит задачу сочетания глубоких модельных инсайтов с тончайшим деловым контекстом в детскую игру. Рекомендации по управлению оттоком покупателей будут волшебным образом эффективными, хотя и не интуитивно понятными... И да, все еще не очень объяснимыми!

Как CIO/CDO могут подготовиться. Как вы можете внедрить коллективный разум на своем предприятии? Чтобы построить суперразум человека и машины, Джанни Джакомелли из MIT Center for Collective Intelligence рекомендует четырехступенчатый процесс:

  • начните с определения лучших умов и машин в вашей организации;
  • улучшите эту сеть, соединяя, стимулируя и вовлекая эти узлы;
  • зарядите сеть, построив процессы подачи информации;
  • и, наконец, продвигайте совместную среду для коллективного решения проблем на платформе.

Как ранний прототип, Takeda Pharma использовала этот подход для разработки CareNet, системы коллективного интеллекта, которая помогла справиться с депрессией в Японии.

3. Рекомендации по сторителлингу

После того, как будут выявлены реальные инсайты, третий и заключительный шаг состоит в подтверждении правильности потенциальных решений и достижении консенсуса между заинтересованными сторонами.

Сегодня: визуальный сторителлинг. Визуальное изложение информации не только способствует взаимопониманию между заинтересованными сторонами, но и побуждает их к действию. В нашем ритейл-примере вы используете рассказ на базе визуализации данных, чтобы представить персонализированные скидки, которые вы планируете развернуть. В повествование вплетается ROI от удержанных клиентов, что помогает вам защитить ваш маркетинговый бюджет.

2030-е: нейронные импульсы. Визуализированные истории лучше всего работают, когда мы сканируем информацию глазами и переносим ее в мозг. Но если вы рассказываете истории непосредственно внутри человеческого мозга, зачем вам визуализация? Почему бы нам не использовать более естественный способ общения — скажем, нейронные импульсы?

Дизайн информации будет развиваться, чтобы адаптироваться к нейрокомпьютерному интерфейсу. Когда у вас будет подключенный улей человеческого разума (помните фильм «Аватар»?), ваши рекомендации по предотвращению оттока покупателей будут представлены в форме нейронных сигналов — на новом языке, который мы будем декодировать. Вы придумываете решения, и члены группы мгновенно их понимают и кивают в знак согласия!

Как CIO/CDO могут подготовиться. На рынке уже есть приборы на основе ЭЭГ (электроэнцефалографии), которые помогают нам управлять физическими устройствами. Первые такие приложения уже применяются в здравоохранении и играх, но появляются и случаи их использования на предприятиях.

Нейронные имплантаты смогут разблокировать двустороннюю связь в мозге. CIO должны заниматься пилотными экспериментами для изучения таких нейронных интерфейсов и оценки первых сценариев их интеграции с бизнес-приложениями.

***

В футуристическом сценарии, который мы рассмотрели, ожидания сильно занижены. Каков может быть самый большой масштаб изменений, к которым вы должны подготовиться?

Привычный полный цикл от постановки бизнес-задачи до ее решения может уйти в прошлое. Все это может сместиться (обратно) внутрь нашего мозга — благодаря нейрокомпьютерным интерфейсам, коллективному расширенному интеллекту и нейронным импульсам.

Не каждой организации удастся использовать такие радикальные достижения в принятии решений. Тем не менее, те, кто это сделают, будут обладать подавляющим конкурентным преимуществом. Все, что нужно для этого, — это открытая культура изучения тенденций, инновации через небольшие пилоты и постоянная готовность принимать изменения.