Нетворкинг-платформа Digital Leader представила результаты исследования «Wind of change: новые реалии цифрового взаимодействия», проведенного совместно с компанией Logitech и ИТ-компанией КРОК. В исследовании, проведенном в марте 2021 года, приняли участие более 500 респондентов из компаний-представителей крупного и крупнейшего бизнеса.

На момент проведения исследования 63,3% респондентов по-прежнему работали преимущественно из дома, около 12% из них начали переход на гибридный формат. Четверть участников исследования во время пандемии не переходили на удаленку и постоянно работали из офиса. И только 11,4% респондентов полностью вернулись в офис после удаленной работы.

Алексей Сидорин, лидер community Digital Leader, отметил: «Больше года назад мы перешли на удаленный формат работы. Это коренным образом повлияло на всю нашу жизнь — и в особенности на коммуникации с коллегами и клиентами. В первом квартале 2021 года основная часть коммуникаций остается в онлайне —большинство опрошенных полностью адаптировались к этим реалиям, многие компании нашли для себя точки роста и новые каналы взаимодействия со своими клиентами. Платформа Digital Leader посвятила весь 2020 год расширению экспертного сообщества и проведению встреч с лидерами рынка в режиме онлайн. Я с уверенностью могу сказать, что онлайн-нетворкинг не уступает очному, а цифровая реальность открывает перед нами новые перспективы».

Более половины респондентов уверены, что они хорошо приспособились к новой реальности и онлайн-взаимодействиям со своими коллегами и клиентами. Около 30% опрошенных предпочитают гибридную модель, когда часть коллег находится офлайн, а остальные присутствуют на встрече в онлайн-режиме, несмотря на то, что с этим форматом пока есть некоторые сложности, с которыми еще предстоит справиться. 22,8% участников опроса также отметили, что формат зависит от темы и важности встречи — в каких-то случаях стоит провести совещание очно, а в каких-то подойдет и онлайн-звонок. Только 12,6% опрошенных не верят в эффективность онлайн-коммуникаций. Более 75% респондентов, выбравших этот ответ, не работали удаленно во время пандемии или уже вернулись в офис на полную рабочую неделю.

Для рабочих целей более 70% респондентов используют Zoom, 54,1% отдают предпочтение Microsoft Teams и чуть больше половины используют Skype. Zoom и Microsoft Teams чаще используют ИТ-компании, Skype — промышленный сектор.

Участники опроса рассказали Digital Leader о своем опыте онлайн-коммуникаций в разных сферах жизни — они ответили на вопросы о прохождении собеседования онлайн, проведении онлайн-переговоров, а также о поддержании корпоративного духа на удаленке и обучении по видеосвязи.

56,3% респондентов проходили собеседование онлайн. Половина из них чувствовали себя комфортно во время онлайн-собеседования. Кроме того, 45,5% участников опроса сказали, что качество изображения рекрутера во время онлайн-собеседования влияет на их мнение о компании. Только 18% респондентов отметили, что онлайн-собеседование далось им сложнее, чем очная встреча с рекрутером, они волновались и терялись. Несмотря на это 51,3% опрошенных при устройстве на работу в компанию своей мечты хотели бы встретиться с будущими руководителями лично.

Что касается поддержания отношений внутри коллектива, около 45% опрошенных считают, что для сохранения командного духа достаточно встречаться с коллегами лично 1-2 раза в месяц. 40,8% опрошенных считают нужным проводить подобные встречи чаще — 1-2 раза в неделю. Только 10% сотрудников уверены, что поддерживать корпоративную культуру можно и без офлайн-встреч.

40,5% респондентов, которые имели опыт проведения переговоров онлайн, считают, что проводить переговоры с партнерами и клиентами эффективнее очно. Еще около 30% опрошенных сказали, что формат встречи не имеет значения. При этом для большинства участников онлайн-переговоров самыми важными факторами являются хороший звук и качественное изображение собеседника.

Участники опроса оценили свой опыт онлайн-обучения, которое проходило по видеосвязи в режиме реального времени, в среднем на 5,6 из 10 баллов. Для большинства респондентов самыми важными критериями при прохождении онлайн-обучения стали качественный звук у преподавателя, а также подготовленные визуальные материалы и презентации. Такая низкая оценка может быть связана с тем, что многие программы обучения были изначально созданы для аудиторных занятий, и у преподавателей не было времени адаптировать их под онлайн-формат.

Несмотря на то, что 44,3% респондентов не видят проблем в гибридных встречах, остальные отметили, что с этим форматом до сих пор есть определенные сложности. 25% опрошенных считают, что онлайн-участникам сложнее погрузиться в обсуждаемые темы и задачи. Кроме того, более 20% респондентов сказали, что во время гибридных встреч зачастую бывает не слышно и не видно всех участников встречи, которые находятся в офисе из-за технических ограничений используемого оборудования. Кроме того, из-за задержки звука коллеги друг друга перебивают.

Ирина Степанова, руководитель направления видеорешений для совместной работы, Logitech в России и СНГ, отметила: «Пандемия заставляет компании искать новые подходы к организации офисных пространств и взаимодействий между сотрудниками и клиентами. Трендом следующих нескольких лет станут гибридные формы коммуникации: часть коллег будут работать из офиса, а часть останется на удаленке. Однако для многих этот формат до сих пор является новым и непривычным. Наше исследование показало, что коллегам „по ту сторону экрана“ зачастую сложнее включиться в беседу, они чувствуют себя отстраненными и не вовлеченными в обсуждение. Переход на гибридную модель взаимодействия — большой вызов для компаний-производителей оборудования видеосвязи. Им придется пересмотреть свой подход к разработке оборудования и предложить решения, благодаря которым гибридные встречи станут максимально удобными и не будут ничем отличаться от привычных всем очных совещаний».

После перехода на гибридный формат работы многие компании пересмотрели свой подход к оборудованию офисов, руководство старается обеспечить сотрудников всем необходимым для комфортной работы в новых реалиях. Более трети респондентов считают, что работодатель в первую очередь должен предоставить сотрудникам необходимое оборудование для эффективных коммуникаций. 29% отметили, что компания прежде всего должна обеспечить доступ всех сотрудников к высокоскоростному интернету в офисе. В основном так считают коллеги, которые работают в офисе или стали там чаще появляться. 18% респондентов к первоочередным действиям руководства относят обустройство и оснащение необходимым оборудованием комнат для веб-конференций.

Михаил Никифоров, эксперт по системам ВКС ИТ-компании КРОК, отметил: «Опыт, который бизнес получил в пандемию, открывает новые возможности и гораздо больше свободы действий, как сотрудникам, так и работодателям. Мы видим, что многие компании уверенно планируют внедрять гибридный формат работы, при котором часть времени сотрудник работает из офиса, а часть — из другого удобного для него места. Это говорит о том, что людям потребуются устройства для работы из дома корпоративного уровня. И в ответ на потребности пользователей и требования новых норм рынок решений для удаленной работы бурно развивается».

83,7% сотрудников, прошедших опрос, считают, что переговорные комнаты для веб-конференции в офисе необходимы для эффективных онлайн-коммуникаций. У большинства из них есть большой опыт гибридных встреч, когда кто-то из коллег находится в офисе, а кто-то работает из дома (56,1%). 25% хотели бы, чтобы работодатель обновил/приобрел более качественное оборудование в подобные комнаты. Еще 24,2% считают, что важно улучшить шумоизоляцию. Более 15% опрошенных уверены, что для более продуктивных онлайн-встреч необходимо увеличить количество переговорных комнат в их офисе.