Вы наверняка уже встречали знаменитое высказывание, часто приписываемое Питеру Друкеру: «Культура съедает стратегию на завтрак». То есть, сильная культура бизнеса — включая личное и профессиональное поведение сотрудников, их отношение, ожидания и послужной список — является более четким показателем успеха бизнеса, чем самые лучшие планы (т. е. стратегия), пишет на портале TechBeacon Майк Перроу, технологический евангелист компании Vertica.

Как показывают результаты различных компаний, хотя стратегия необходима, последовательность, честность и лидерство имеют большее значение. Но возможно ли, чтобы устоявшаяся корпоративная культура стала врагом компании, когда та стремится стать более управляемой данными (data-driven)?

Уверенность большинства бизнес-лидеров основана на их прошлых успехах. Что происходит с этой уверенностью, когда они внезапно сталкиваются с данными, предлагающими им вести бизнес в направлении, противоречащем их инстинктам? Этим руководителям необходимо научиться доверять данным.

Вы можете помочь в этом, создав культуру принятия решений на основе данных, в которой руководители на собственном опыте убеждаются, что им следует доверять данным. Сначала убедитесь, что вы полностью осознаете стоящую перед вами задачу. Затем предпримите следующие шаги для создания новой культуры в вашей организации и не бойтесь больших изменений.

Одной ориентации на данные недостаточно

Исследование «Big Data and AI Executive Survey 2021», проведенное компанией NewVantage Partners (NVP) среди 85 ведущих компаний из списка Fortune 1000 в сфере финансовых услуг, здравоохранения, медико-биологических наук и розничной торговли, показало, что все выбранные организации инвестируют в данные и ИИ.

Однако их результаты не так уж хороши. Только 24% компаний сообщили, что они действительно управляются данными; это меньше, чем 38% в прошлом году. В чем проблема?

«Около 92,2% ведущих компаний продолжают бороться с культурными проблемами, связанными с организационным согласованием, бизнес-процессами, управлением изменениями, коммуникациями, навыками людей, а также сопротивлением или отсутствием понимания для осуществления изменений», — пояснил основатель NVP Рэнди Бин.

Так что, несмотря на то, что данные и ИИ очевидно являются частью стратегии, поговорка Друкера об относительной силе культуры так же верна, как и раньше? Возможно. Но есть и другой способ взглянуть на проблему, связанную с ориентацией на данные.

«Стратегия против культуры» — это слишком упрощенно

Благодаря доступности аналитики данных руководителям больше не нужно полагаться на интуицию, основанную на опыте, при принятии решений о тенденциях, которые следует использовать. Сами данные, собранные и проанализированные должным образом, могут показать эти тенденции командам бизнес-аналитиков и специалистов по данным, которые, в свою очередь, могут сообщить о полученных результатах в головной офис. Затем руководство компании должно использовать полученную информацию для принятия своих бизнес-решений.

Таким образом, мы имеем противостояние не «стратегии против культуры», а скорее «культуры опыта против культуры данных». В любом случае, «культура» всегда является частью уравнения. Проблема заключается в том, чтобы заставить опытных руководителей поверить в то, что данные «знают» столько же, а зачастую и больше, чем они сами.

Недостаточно показать им, как действительно управляемые данными компании, такие как Amazon, Netflix и Facebook, отнимают рыночные доли конкурентов. Они должны увидеть успех, основанный на данных, в своих собственных компаниях. Так как же тем, кто хочет больше внимания уделять данным, добиться положительных результатов?

Инициатива должна быть масштабной

Каждый раз, когда организация решает перейти от старого к новому способу ведения дел, многие выступают за то, чтобы делать малые шаги, двигаться постепенно, чтобы доказать, что новый подход имеет достоинства. Однако слишком часто такая осторожность приводит к провалу.

Почему? Потому что пока одна команда делает «безопасный» проект — т. е. проект, который бизнес может позволить себе провалить, если новые методы не оправдают себя, — все остальные команды продолжают работать как обычно, мало интересуясь успехом эксперимента. Большая организация ничему не учится, а в худшем случае неудачный эксперимент только подтверждает предубеждение против любых изменений.

Эксперты часто предлагают другой подход: выберите проект, который окажет большое влияние на бизнес, где ставки достаточно высоки, чтобы успех действительно имел значение. Это часто рекомендуемый путь изменения метода разработки ПО с «водопада» (высокие заранее установленные требования) на agile (постепенность и ориентация на результат).

Этот подход предполагает привлечение высококлассных специалистов — тех, кто может повести за собой других в новом направлении — с одновременным информированием о прогрессе и внесением регулярных корректировок на этом пути.

Основываясь на своем анализе того, почему предприятиям трудно стать ориентированными на данные, Бин дает похожую рекомендацию: им необходимо начинать с важных для бизнеса сценариев. «Начав там, где есть критическая потребность бизнеса, руководители смогут быстро продемонстрировать результаты с помощью „быстрых побед“, что позволит компании осознать ценность данных, создать доверие к своим инвестициям в данные и использовать это доверие для определения дополнительных важных сценариев их применения», — советует Бин.

Новый взгляд на старые данные

Взяться за большой и громкий проект, чтобы продемонстрировать ценные результаты, основанные на данных — легче сказать, чем сделать. В недалеком прошлом транзакционные данные о продажах и других бизнес-процессах считались ценными только пока эти процессы имели место, и по истечении определенного промежутка времени эти данные обычно удалялись. Когда появились методы работы с большими данными и из них при правильном анализе стало возможно извлекать важные тенденции, эти транзакционные данные неожиданно стали золотой жилой для многих компаний.

Вывод: директор по данным (CDO) или любой руководитель, направляющий организацию к ориентированной на данные культуре, должен поощрять различные команды в организации по-другому думать о самих данных. Вот два принципа, которые могут помочь продвинуть изменения в сторону формирования культуры данных.

Рассматривайте данные как актив, а не просто как побочный продукт

При сегодняшнем внимании к аналитике данных, науке о данных и всему, что связано с большими данными, этот совет может показаться очевидным. Но главное — понять, как данные становятся ценными для вашего бизнеса, а значит выяснить, что можно извлечь из любого источника данных.

Из этого следует, что руководители, переходящие к управлению на основе данных, должны соотнести бизнес-проблемы с данными, которые, скорее всего, содержат ответы.

Следующие шаги могут потребовать координации действий с ИТ-отделом, чтобы обеспечить доступ к данным в полном объеме, а не только в виде выборок. Данные действительно становятся активом, когда аналитические процессы могут обнаружить закономерности на основе максимально полного набора данных, даже если это означает работу в петабайтных или больших масштабах.

Максимально усовершенствуйте источники данных, чтобы обеспечить их чистоту и пригодность для использования

Это означает признание того, что не все данные пригодны для использования в первоначальном виде. Переход к управлению на основе данных означает инвестирование не только в специалистов по данным и бизнес-аналитиков, но и в операционных специалистов, которые обеспечат сбор пригодных для использования, точных и чистых данных в нужном формате.

Улучшение источников данных может быть таким же простым, как обеспечение точности собираемых данных — например, ваши телефонные звонки с напоминанием клиентам о назначенной встрече всегда должны начинаться с подтверждения почтового адреса клиента. Или же уточнение данных может быть гораздо более сложным — например, если сбор данных IoT требует определенной фильтрации для обеспечения большей структурированности данных перед анализом, скорее всего, потребуется участие инженеров по обработке данных.

Отдельные участники вашей большой команды могут быстро разочароваться, когда низкое качество данных в повседневных процессах приводит к относительно простым ошибкам, таким как неправильное указание адреса. Если эти же данные в совокупности берутся для проекта больших данных, легко понять, почему процессы, которые генерируют эти данные, в первую очередь нуждаются в перестройке.

Кстати, потребность в «чистых» данных может также указать, какие первоначальные проекты следует выбирать, поскольку чистые, более надежные данные с наибольшей вероятностью окажут большое влияние на бизнес в рамках инициативы по анализу данных.

Будьте терпеливы, возможно вы столкнетесь со старой и глубоко укоренившейся культурой

Если вы работаете в крупной компании или возглавляете ее, культура в ней наверняка глубока и часто насчитывает десятилетия. Прислушайтесь к тому, как люди разговаривают. Сотрудники обычно используют одни и те же фразы, характерные только для их бизнеса, а язык — один из самых показательных аспектов любой культуры, деловой или иной. Возможно, все захотят помочь организации стать управляемой данными.

Но все ли знают, что означает «управляемый данными»? Некоторые эксперты рекомендуют создать глоссарий, поскольку все члены команды должны говорить на одном языке.

Барьеры на пути внедрения основанной на данных культуры, естественно, будут разными для разных организаций. Важно помнить, что данные организации настолько уникальны и ценны, насколько умное руководство может их использовать. Это хорошо понятно стартапам, рожденным в облаке.

Но компаниям, успешно работающим на протяжении десятилетий, поначалу может быть трудно смириться с тем, что команде по работе с данными необходимо выделить место за столом принятия решений. И именно успешный, высокоэффективный начальный проект может изменить ситуацию.

Если вы почитаете литературу о формировании культуры, основанной на данных, вы найдете множество сторонников всех «мягких» навыков, которые необходимо приобрести. Но это не значит, что нужно отбросить вдохновение, вдумчивость, умение работать в команде и другие составляющие, которые всегда использовались успешными организациями.

Дело в том, что для того, чтобы бизнес стал управляемым данными, ему необходимо встроить работу с данными в свою культуру — особенно на самом верху, где принимаются бизнес-решения. Данные не только сделают стратегию лучше. Они также помогут бизнесу лучше понять свои процессы, которые руководство оттачивает в стремлении к новым уровням успеха.