Академия «АйТи» представила результаты исследования применения российского программного обеспечения в школьном образовании. Исследование охватило педагогических работников школ во всех федеральных округах и реализовано методом анкетирования. Участие приняли 5007 респондентов. Участники отвечали на 15 вопросов, с выбором нескольких вариантов, включая ввод развернутых ответов. Отчет об исследовании представлен на сайте компании.

«Целью исследования было оценить состояние и перспективы рынка отечественного программного обеспечения в школьном образовании. Определить барьеры, замедляющие проникновение российских решений. Поделиться выводами с участниками рынка, чтобы это помогло ориентироваться в положении дел и принятии стратегических решений, — рассказал Игорь Морозов, к.э.н. ректор Академии „АйТи“. Планируем сделать исследование ежегодным для отслеживания динамики и тенденций. Со своей стороны мы готовы своевременно реагировать и реализовывать образовательные инициативы в направлении импортозамещения. Наши ресурсы позволяют проводить масштабное обучение на регулярной основе и способствовать стимулированию спроса на отечественное программное обеспечение».

По результатам исследования 94% респондентов заявили о использовании компьютеров в учебном процессе, 43% оценили степень работы как «очень активную». Устаревшую материальную базу, отсутствие компьютеров в школах отметили 5% респондентов.

88,8% компьютеров в школах страны работают на импортном программном обеспечении. Проникновение российского софта в школы не превышает 6%.

Рынок установленных отечественных операционных систем представлен продуктами на базе ядра Linux: ОС Astra Linux, Альт Образование, Ред ОС, Rosa Fresh. Лидером является ОС Astra Linux, занимающий 3,2% от общего числа, что соответствует 54% среди отечественных ОС.

Рынок используемых офисных приложений, для работы с текстами, таблицами, презентациями распределен продуктами OpenOffice (СПО) — 22,7%, «МойОфис» — 18,6%, LibreOffice — 5%, «Р7-Офис» — 1%. 30% респондентов заявили о том, что российские офисные приложения им не известны.

Общий уровень осведомленности о российских разработках суммарно составляет 70%, с разной степенью знаний и навыков. Так, 25% опрошенных подтвердили уверенное владение отечественным софтом и СПО, 27% изучали ПО, но не применяли на практике, 18% респондентов знакомы только с названиями. 30% опрошенных ничего не знают о российском ПО.

48% педагогов отмечают личную готовность к переходу на отечественное ПО, при условии регулярного обучения, поддержки и бесплатных лицензий как для школ, так и для личного использования на компьютерах в семьях. Респонденты отмечают необходимость в качестве, апробирования продуктов и повсеместного внедрения. Необходимость в широком информировании и рекламировании.

78% респондентов рассказали о барьерах, которые необходимо преодолевать для успешного и настоящего импортозамещения. Среди таких трудностей: совместимость разного вида программного обеспечения, в том числе и с периферийным оборудованием. Программы для диагностики ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, написанные под Windows. Трудности с переобучением, особенно педагогов в возрасте. Сложности с установкой, технической поддержкой, обновлением.

21% респондентов не видят сложностей. Отмечают необходимость в доступных ценах для домашнего использования или чтобы софт был полностью бесплатным за счёт поддержки государства. Программы должны быть не хуже зарубежных аналогов, а лицензии должны быть доступными или бесплатными.

Респонденты исследования давали развернутые мнения и предложения. Для наглядного примера приводится ряд цитат:

  • «Правильное направление работы. Необходимо чтобы ПО было доступным по цене для школьников или было вообще бесплатным за счёт поддержки государства»;
  • «Можно внедрять если будет решена проблема с совместимостью с распространённым и широко применяемом образовательном ПО»;
  • «Необходимо улучшить качество отечественного программного обеспечения, расширить функционал по совместимости с другими программными продуктами»;
  • «Прежде чем переходить к импортозамещению, надо обновить материальную базу — в сельских школах техника древняя, выходит из строя постоянно, а финансирования на эти цели нет»;
  • «Должно быть не только замещение, но и сопровождение, и обучение, и техподдержка в установке программ других производителей на определенную ОС»;
  • «Если внедрять российские продукты, то необходимо обучать педагогов, особенно старшего возраста, а также данное ПО должно регулярно обновляться»;
  • «Разработать отечественную ОС в которой без проблем работали бы приложения, написанные для других ОС и подключались без проблем разные периферийные устройства. Разработать отечественное офисное приложение с поддержкой файлов, созданных в других офисных приложениях. Действительно разработать, а не частично переделать свободное ПО»;
  • «ПО должно пройти „обкатку“, не иметь серый облик и большое количество проблем, особенно с совместимостью периферийного оборудования. Должны присутствовать в отечественном ПО доступность, понятный интерфейс, взаимозаменяемость. Необходимо внедрять в школьный курс и вузовский основы работы, настройки отечественного ПО»;
  • «Если проводить импортозамещение, то проводить его качественными продуктами, адаптированными для образования. Получить в школу „сырые“ продукты для их отладки совершенно не нужно. Нужно учитывать, в сельских школах нет ИТ-специалистов. Поэтому если и неизбежен переход, то, по крайней мере, он должен быть безболезненным»;
  • «Программы должны быть не хуже зарубежных аналогов, а лицензии должны быть доступными или бесплатными, иначе в чём смысл?»

Выводы

Традиционный взгляд на импортозамещение в школах сосредоточен на самих учреждениях и установленной в них компьютерной технике. Между тем, обучение распространяется далеко за рамки образовательных учреждений, и охватывает множество мест, технологий, с которым работает педагог и учащийся. Обучение происходит не только в школьной среде, но и за её пределами. К примеру: на домашних компьютерах учащихся и педагогов установлен софт иностранного производства. Кружки, детские курсы программирования и робототехники работают на иностранном ПО. Участие в олимпиадах требуют подготовки работ на иностранных офисных приложениях. Программы для диагностики ВПР, ОГЭ, ЕГЭ работают на Windows.

Проблемы импортозамещения программного обеспечения в школах в большей степени связаны с отсутствием четких ориентиров и планов перехода. Существенным препятствием перехода на отечественные аналоги можно считать проблему с совместимостью разного софта, слабой популяризацией российских решений, распространенных «привычных» иностранных продуктов.

По мнению 78% процентов респондентов — большинства участников исследования сфера образования все ещё масштабно не готова к импортозамещению программных продуктов. Однако 48% респондентов отметили личную готовность к переходу на работу с отечественным ПО, готовность к обучению учащихся при условии постоянного повышения квалификации. Респонденты отметили необходимость в поддержке со стороны российских производителей по внедрению ПО, технической поддержке и стимулированию спроса на отечественные решения, повышение качества продуктов и бесплатные лицензии.

Усилия российских разработчиков с целью расширения их присутствия — тенденция, набирающая обороты в импортозамещении. Технологические достижения, такие как консолидация и работа над совместимостью по, облачные функции также окажут положительное влияние на рост рынка.

По официальным данным со стороны российских компаний, заметные игроки рынка сосредотачиваются на вопросах импортозамещения в образовании и на поставку решений в регионы для увеличения присутствия на рынке. Ожидается, что такие меры как бесплатная поставка софта, техническая поддержка, регулярное повышение квалификации педагогов, обучение школьников работе с отечественным софтом будут стимулировать рынок и позволит достичь проникновения до 70% до 2025 года на уровне установки на компьютерную материальную базу школ.

В настоящее время проникновение отечественного ПО связано с необходимостью реализации постановления правительства РФ «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Потенциал роста рынка реального применения отечественного ПО заложен в работе над качеством и адаптации решений для совместимости с разнообразным программным обеспечением, включая иностранный софт. В массовом обучении населения и популяризации российских решений в обществе. Стимулирование спроса должно стать тем самым драйвером роста, чтобы проникновение отечественного софта было не номинально физической установкой на компьютеры, а стало конкурентоспособным и необходимым.