За последние 18 месяцев ИТ-отделы многих предприятий прибегали к таким стратегиям автоматизации, как роботизация процессов (RPA) и различным видам централизованной и децентрализованной автоматизации. О том, какие типы ИТ-автоматизации лучше всего работают в тех или иных сценариях использования, на портале InformationWeek рассказывает президент консалтинговой компании Transworld Data Мэри Шеклет.

Нужно понимать, что сочетание как старых, так и более новых технологий влияет на управление рабочей нагрузкой в ИТ. Автоматизация экономит время персонала, устраняет ошибки при печати и обеспечивает своевременные и надежные результаты. Ниже приводятся шесть областей для автоматизации ИТ, которые приносят результаты.

1. Low-code, No-code, гибкий код

С 1970-х генераторы отчетов абстрагировали разработку приложений, чтобы конечные пользователи с минимальными знаниями программирования или вообще без них могли создавать собственные отчеты, не обращаясь к ИТ-специалистам. Недостатком этих самогенерируемых отчетов было то, что в процессе их создания добавлялось так много лишнего кода, что время выполнения увеличивалось, а вычислительные ресурсы расходовались впустую. Сегодня ассортимент инструментов Low-code/No-code по-прежнему добавляет накладные расходы, но не столь сильно. К этому нужно добавить новую технологию «гибкого кода» (flex code), которая фактически расширяет диапазон возможностей автоматизированных генераторов кода за счет того, что позволяет программистам использовать языки кодирования по своему выбору. Сегодня диапазон автоматизированной генерации кода независимо от объема ручной работы доступен на одной платформе.

2. Обнаружение вторжений и оповещения системы безопасности

Автоматизированные системы обнаружения вторжений в периметр безопасности и оповещения о них используются практически во всех типах сетей и инфраструктур. Эти системы регулярно задействуются ИТ-отделом не только для реагирования на получаемые от них предупреждения/инциденты, но и для активного мониторинга точек доступа пользователей и мест, в которых используются определенные типы сетей, систем и приложений. Просматривая журналы, которые ежедневно автоматически генерируются этими системами, ИТ-специалисты получают представление о том, кто и когда получает доступ к определенным приложениям и данным. Эти знания помогают в мониторинге безопасности. Автоматизированные системы дают рекомендации о том, какие пользователи и приложения обладают максимальными привилегиями доступа и в какое время. Это помогает ИТ-отделу и конечным пользователям убедиться, что популярные приложения доступны, когда они нужны сотрудникам, и вывести из эксплуатации редко используемые приложения и данные.

3. Обновление ПО и блокировка устройств

Edge-вторжения являются одной из самых серьезных проблем нарушения безопасности, поскольку периферийные устройства, такие как смартфоны, сложнее контролировать, а их пользователи не всегда обеспечивают их безопасность. Именно поэтому многие компании перешли на автоматическое обновление ПО и установку патчей безопасности, которое выполняется в их сетях всякий раз, когда пользователи входят в систему со смартфонов. ИТ-отдел задействует автоматизацию для обеспечения синхронизации всех версий ПО и обновлений безопасности на всех устройствах. Кроме того, она позволяет отслеживать мобильные устройства в полевых условиях и блокировать в случае их потери или нарушения условий эксплуатации.

4. RPA

Во многих компаниях RPA все еще находится на ранних стадиях внедрения, но она уже решает некоторые извечные проблемы ввода данных, которые стоили организациям многих лет разочарований и потери производительности. Проблемы возникают тогда, когда пользователю приходится обновлять данные о счетах-фактурах в трех разных системах, потому что они не могут взаимодействовать друг с другом. С помощью автоматизации RPA можно эмулировать ввод пользовательских данных. Она автоматически заполняет различные точки ввода данных и системы одними и теми же данными, поэтому пользователю не нужно вводить их повторно. Поскольку RPA делает это многократно и без изменений, это исключает риск человеческой ошибки.

5. ETL

Все больше организаций в качестве решения для системной интеграции используют ПО для извлечения, преобразования и загрузки (extract, transform and load, ETL). Оно предназначено для автоматизации интерфейсов и обмена данными между системами. ETL работает на основе предварительно заданного ИТ-отделом набора бизнес-правил. Используя этот набор правил, ПО автоматически извлекает поля данных из одной системы, преобразует их в форматы, необходимые для целевой системы, а затем загружает их в нее. Многие инструменты ETL поставляются с сотнями предварительно настроенных API, поэтому ИТ-специалистам не нужно кодировать их вручную. Системная интеграция по-прежнему является одной из основных задач ИТ, но с ETL-автоматизацией эта работа становится проще.

6. Автоматическое создание тестовой среды

Настройка операционных сред для целей тестирования приложений — кропотливая работа. После завершения тестирования возникает проблема отмены их резервирования. И то, и другое чревато нежелательными последствиями: вручную написанные сценарии для загрузки тестовых сред ОС могут приводить к ошибкам, а системные ресурсы могут без необходимости расходовать ресурсы старых тестовых сред, которые ИТ-специалисты забывают отменить. Теперь существует автоматическая подготовка Linux и других ОС, которую программист может запустить одним нажатием кнопки. Для той же самой ОС с автоматической инициализацией можно установить время, по истечении которого она будет автоматически снята с эксплуатации. Это позволяет вывести задачи по настройке тестовой среды из-под контроля высокооплачиваемых системных программистов и администраторов баз данных, чтобы они могли больше времени уделять планированию ИТ и оптимизации производственных сред.