Являются ли ваши цифровые инициативы действительно трансформацией или просто модернизацией? Морган Палмер, технический директор компании ETQ, приводит на портале Enterprisers Project пять определяющих характеристик настоящей цифровой трансформации.

Компании уже много лет стремятся к цифровой трансформации, но не всегда есть единое мнение о том, что это значит. Даже самые опытные ИТ-руководители используют этот термин как зонтик для всего — даже для простой модернизации приложений. Как же отличить настоящую цифровую трансформацию от просто модернизации ИТ?

Модернизация — это переход на новый уровень с помощью обновлений или даже совершенно новых технологий. Она имеет общие с цифровой трансформацией ключевые преимущества, такие как оптимизация процессов, повышение эффективности и автоматизация производительности, но на этом ее преимущества заканчиваются. Модернизация приложений никогда не изменит вашу бизнес-модель и не переведет вас в новую бизнес-категорию.

Цифровая трансформация, с другой стороны, преобразует бизнес-модели и может открыть новые потоки доходов.

Мы все видели, как компании высокого уровня осуществляют настоящую цифровую трансформацию, добиваясь успеха, но это изменение парадигмы бизнеса, которое происходит в компаниях любого размера.

Рассмотрим пять ключевых характеристик цифровой трансформации.

1. Культура, ориентированная на цифровые технологии

Важно оценить каждый аспект вашего бизнеса с точки зрения его цифровой ценности. Внедрили ли вы собственную технологию, чтобы помочь своим операциям протекать более гладко, сократить расходы или повысить качество обслуживания клиентов? Возможно, это же решение может быть адаптировано для других областей вашего бизнеса или сегментов рынка. Соберите представителей отделов всей организации, чтобы определить скрытые цифровые жемчужины, которые могут быть у вас, а затем смело пофантазируйте, как их можно монетизировать.

Несколько лет назад Gartner ввела термин ContinuousNext для обозначения следующей эволюции цифровой трансформации; современным организациям необходимо принять цифровое мышление или мышление ContinuousNext, чтобы быть более адаптивными к изменениям и отыскивать новые пути достижения успеха.

2. Дизайн-мышление

Дизайн-мышление использует подход, ориентированный на людей, чтобы придумать новые способы решения проблемы. Перед внедрением любой цифровой трансформации соберите всех ключевых заинтересованных лиц — конечных пользователей, клиентов, менеджеров и высшее руководство — для обсуждения желаний, разочарований, целей и предпочтений, а также для мозгового штурма цифровых решений. После завершения этого процесса и разработки решения вы можете протестировать его в пробном режиме в ходе проектного спринта.

Цифровая трансформация — это большой скачок вперед, поэтому она требует стратегического мышления и поэтапного движения, прежде чем вы попытаетесь осуществить полномасштабную реализацию.

3. Эффективное управление изменениями

Перемены могут вызывать трудности у сотрудников и клиентов, которые привыкли действовать определенным образом. По этой причине, независимо от того, кто будет осуществлять внедрение, инициатива должна быть поддержана и доведена до сведения руководства компании, а также должна учитывать страхи, озабоченность и сомнения каждого. Цифровая трансформация может быть разрушительной; она меняет традиционные процессы, роли и ожидания и может вызвать корпоративный хаос еще до того, как начнет работать. Особенно если она связана с искусственным интеллектом или автоматизацией: сотрудники могут бояться лишиться их работы, поэтому важно устранить опасения и внедрять изменения постепенно.

4. Организация, управляемая данными

Одним из ключевых атрибутов настоящей цифровой трансформации является опора на данные и применение аналитики для выявления скрытых в этих данных инсайтов. Фактически, большинство инициатив по цифровой трансформации сегодня сосредоточено вокруг данных. Знание того, где хранятся данные вашей компании, в каком обогащении они могут нуждаться и как применять аналитику и искусственный интеллект для их использования — это первые шаги к успеху цифровой трансформации.

5. Фокус на качество

Ключевой целью любой цифровой трансформации является повышение качества — опыта клиентов и сотрудников, продуктов и услуг, а также имиджа компании. В самом начале реализации инициативы задайте этот ключевой вопрос: «Сможем ли мы поддерживать высочайший уровень качества на протяжении всего пути?».

Это требует постепенного подхода к проекту, тестирования и проверки результатов на каждом этапе, оттачивания процессов и процедур, которые используются для достижения результатов, а также тонкой настройки или поворота, когда это необходимо.

Проекты цифровой трансформации радикально изменились по сравнению с временами перехода от аналоговых технологий к цифровым. Сегодня ИИ, автоматизация, IoT, облачная миграция и другие передовые технологии меняют методы работы предприятий, требуя полного изменения корпоративного мышления, культуры и бизнес-модели. И все же, цифровая трансформация меняет бизнес к лучшему независимо от того, как вы ее определяете, и несмотря на то, что она часто сопряжена с неизвестностью, определенным риском и сбоями.