Том Хенрикссон, генеральный партнер компании OpenOcean, рассказывает на портале Information Age о том, как автоматизация предприятий превратилась из долгосрочной стратегии в оперативный императив.

Длительные дискуссии, восхваляющие такие технологии, как искусственный интеллект и роботизация процессов (RPA), знакомы многим руководителям. Проблема заключается в том, что будет (или не будет) дальше. На протяжении большей части последнего десятилетия разговоры об ИИ и RPA не всегда выходили за пределы залов заседаний, а пионеры соседствовали с организациями, все еще пытавшимися создать работоспособные процессы и решения для автоматизации предприятий.

Затем пришла пандемия. COVID-19 практически в одночасье изменил представление бизнеса об автоматизации. Удаленная работа означала, что внедрение технологий стало тем, в чем компании не могли позволить себе медлить. Это стало звездным часом автоматизации. Предприятия ускорили реализацию планов по автоматизации целого ряда областей, таких как внедрение RPA для оптимизации административной работы в бэк-офисе или использование продвинутых разговорных ботов с ИИ для решения проблем клиентов, застрявших дома во время локдауна.

Этот переход от долгосрочной стратегии к операционным императивам побудил руководство компаний значительно увеличить бюджеты в этой области. Планы преобразований, которые многие инсайдеры рассматривали как пятилетнюю или даже более дальнюю перспективу, появились менее чем за год. Действительно, исследование Deloitte показало, что по состоянию на конец 2020 г. технологии автоматизации использовали 73% организаций по всему миру — по сравнению с 58% в 2019 г.

Вызовы впереди

Однако было бы ошибочно полагать, что с начала пандемии всем компаниям удалось реализовать новые проекты по автоматизации предприятий. Некоторые из них столкнулись с проблемой передачи операций на аутсорсинг за границу из-за трудностей с управлением паутиной связанных с COVID-19 нормативных актов и других возникших сложностей. Другие были вынуждены ограничить бюджеты, чтобы справиться с перебоями, вызванными пандемией. Это заставило Гая Кирквуда, главного евангелиста UiPath, лидера в области сквозной автоматизации, предсказать опасное «разделение на имущих и неимущих». В случае отказа от автоматизации компании рискуют снизить эффективность и упустить ценные инсайты, предоставляемые этой технологией, и в конечном итоге оказаться в невыгодном положении по сравнению с конкурентами.

Стратегия — король

Чтобы добиться устойчивых изменений, организациям необходимо применять масштабный сквозной стратегический подход к внедрению решений по автоматизации предприятий. С одной стороны, это жизненно важный шаг, позволяющий избежать любых будущих архитектурных проблем. Компаниям необходимо потратить время на оценку своих технологических потребностей и определить, как технология может принести пользу их организации.

Возьмем, к примеру, low-code с такими его инструментами, как drag and drop. Эта модная технология рассматривается компаниями как привлекательный и недорогой вариант создания интуитивно понятных интерфейсов для внутренних приложений, собирающих данные сотрудников, — в рамках широкой архитектуры автоматизации. Проблема в том, что многие компании торопят процесс, не учитывая проблемы с функциональностью, которые регулярно возникают при интеграции в существующие, часто разрозненные системы. Именно здесь на первый план выходит стратегическое планирование, позволяющее компаниям найти время для приведения UX в соответствие с требуемыми высокими стандартами, а также определить, как развернуть аналитические решения или решения по автоматизации и оркестровке для устранения этих пробелов и успешного внедрения автоматизации.

Люди как новаторы в области автоматизации

При таком стратегическом мышлении у компаний есть отличная возможность использовать процветающий рынок автоматизации для внедрения инноваций внутри предприятия. При этом речь не идет о предоставлении сотрудникам бесконтрольных возможностей по созданию и администрированию решений — это открывает двери для таких проблем, как недопонимание, путаница в процессах и даже искажение данных.

Главное — создать надежные структуры управления, чтобы сотрудники могли безопасно приступить к инновациям и переосмыслению того, как автоматизация может принести пользу организации. Фирмы, которые следуют этой модели, уже сообщают об освоении целостной процессной аналитики, способствующей появлению новых возможностей для автоматизации.

Coca-Cola Icecek — отличный пример того, как компания может на практике применять эти принципы, поощряя сотрудников к созданию собственных решений по автоматизации — и все это в рамках четкой системы управления. Достаточно взглянуть на мощный конвейер передовых решений по автоматизации, созданных компанией, например, недавно внедренный процесс управления заказами с использованием RPA, чтобы увидеть ценность этой культуры в действии.

Эпоха автоматизации предприятий

Приход все большей автоматизации — это не простой процесс. По прогнозам Всемирного экономического форума, к 2025 г. ИИ создаст 97 млн. новых рабочих мест против 85 млн. потерянных. Многие будут испытывать тревогу и даже враждебность по отношению к переходу к новому образу работы и жизни.

Поэтому предприятиям необходимо применять подход к автоматизации, ориентированный на людей. Компаниям необходимо обратить пристальное внимание на технологические возможности и потребности своих сотрудников. Это поможет точно подобрать решения по автоматизации к внутренним процессам и выявить дефицит профессиональных навыков, который необходимо устранить.

В конечном итоге организации могут стать сильными проводниками перемен. Повышение квалификации сотрудников в качестве фундаментальной основы цифровой трансформации окажет неоценимую помощь в борьбе с ошибочными представлениями об автоматизации и ИИ, поможет создать рабочую силу, готовую максимально использовать возможности своих новых «цифровых коллег», и в конечном итоге сделает эту захватывающую новую технологическую эру реальностью.