Пандемия изменила не только образ жизни людей, но и трансформировала форматы коммуникации, которая по преимуществу переместилась в интернет-пространство. Появилось множество предложений и продуктов, способных упростить пребывание в новой реальности, что произошло и в сегменте видеоконференцсвязи (ВКС). С марта 2020 года мы наблюдали за небывалым взлетом прибыли Zoom. По итогам последнего квартала минувшего года выручка компании выросла на 369%. По словам ее генерального директора, у организации 467 100 корпоративных клиентов. Такой успех простимулировал российских разработчиков как со стороны крупного бизнеса, так и небольшие компании, к развитию направления ВКС. Вместе с тем все чаще стали слышны громкие заявления о создании продуктов, способных вытеснить с рынка Zoom. О том, возможно это и нужно ли, какие проблемы существуют на рынке видеоконференцсвязи, какие тренды прослеживаются в развитии этого направления, мы расскажем в данной статье.

Феномен Zoom

Причинами взлета популярности и прибыльности Zoom можно было бы назвать грамотный маркетинг или массовый переход на дистанционный формат работы и учебы, если бы не несколько «но». Во-первых, до пандемии на рынке существовало множество небезызвестных решений. Тот же Skype был у всех на слуху. Во-вторых, сам Zoom — это не что-то, родившееся в одночасье. Команда разработчиков продукта трудилась над ним с 2012 года. За это время компания не только накопила и углубила экспертизу, но и постоянно развивала и улучшала решение. Так почему все забыли про Skype или другие ВКС-системы вроде WebEx или Google Meet? Причина простая — продукты не удовлетворили пользователей по качеству, возможностям и удобству, и поэтому тоже маркетинг Zoom здесь вторичен. Со стороны пользователя решение простое в использовании, обеспечивает его качественными видео и аудиопотоками, с технической стороны — оно построено на основе технологии, которая прорабатывалась и улучшалась (и продолжает по сей день) на протяжении 9 лет.

«Убийцы» Zoom

В текущем году в СМИ стало появляться все больше громких заявлений от российских ИТ-компаний о том, что они создали или работают над созданием продукта ВКС, способного вытеснить Zoom с отечественного рынка. Конечно, в первую очередь это связано с курсом на импортозамещение, взятым нашей страной в отношении зарубежного программного обеспечения. Во-вторых, как следствие, с желанием выйти на крупнейших заказчиков — госкорпорации и компании с государственным участием.

Эти стимулы играют как в пользу развития ВКС, так и против него.

Начнем с последнего. Стремясь к быстрому получению прибыли, разработчики и после пандемии будут бросаться громкими заявлениями о создании «продуктов-убийц» (к слову, это касается не только сегмента видеоконференцсвязи). Такие заявления оказывают негативное влияние на рынок. Прежде всего они обесценивают технологии и многолетнюю работу над ними. Решения ВКС с пользовательской стороны выглядят очень похожими друг на друга и простыми: пара окон с лицами спикеров, звук и чат. У неосведомленного человека складывается впечатление, что реализовать это может любой программист. Однако даже за этими возможностями стоит огромный объем работ по обеспечению качества как изображения, так и аудио. И это без учета вопросов безопасности, нагрузки, дополнительных, казалось бы, простых опций, вроде замены картинки на фоне спикера или входа в конференцию по Face ID. И не только объем работы важен, но и время, требуемое на создание и совершенствование продукта. С одной стороны, этот вопрос гипотетически могут закрыть крупные компании вроде «Яндекса», Mail.ru Group и др., имеющие в штате много специалистов, но «обкатать» систему в нужном сегменте заказчиков, сделать ее максимально адаптируемой под их требования даже за год невозможно.

Ситуация была бы не такой плачевной, если бы вместе с гигантами на этот благодатный рынок не выбежали маленькие амбициозные компании. Они наравне с тяжеловесами бросаются агрессивными заявлениями, а когда речь заходит об интеграции и доработках под требования каждого клиента, реализовать обещанное не могут. Таким образом, заказчики, получая очередное предложение от отечественного производителя, относятся к нему с максимальным недоверием.

В этой бочке дегтя есть и ложка меда. Текущая ситуация мотивирует на движение к совершенству действительно стоящие продукты. Это те, которые, как и Zoom, имеют, первое, многолетний профильный опыт научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Второе, доказывают свою эффективность на реальном рынке, а не в лабораторных условиях. То есть, если заказчику необходимо 5000 лицензий, то разработчик демонстрирует ему в реальных условиях, как эти 5000 работают, а не 10 или 100.

Правда, картина не настолько мрачная, какой кажется на первый взгляд. На отечественном рынке есть решения, отвечающие этим двум критериям, другое дело, что им не надо мериться силами с Zoom. Например, есть системы, предназначенные для рынка крупного бизнеса, государственных корпораций и компаний с госучастием. Здесь Zoom неуместен, поскольку в основе решения — облачные технологии. В этом же сегменте заказчиков работать в облаках нельзя из-за серьезных требований к конфиденциальности данных. Судебная власть не может работать в облачных системах, Государственная Дума, аппарат Президента, Правительство и др. Эти среды защищаются на логическом уровне — существуют в изолированных сетях без доступа в Интернет. Здесь нужны продукты, которые встраиваются в инфраструктуру заказчика без дополнительных инвестиций в оборудование. Решения должны использовать существующий парк, расширяя функционал существующих систем связи. Пример — внедрение в Верховном суде, который очень долгое время работал на американских решениях Polycom. Отечественная система бесшовно внедрена в существующий контур. Петербургский международный экономический форум в 2021 году работал на этой же системе, она используется в федеральной Нотариальной палате, в Администрации Президента. Последние заседания ШОС и БРИКС, ОДКБ тоже проходили с использованием системы.

Проблемы рынка ВКС

Высокие требования к безопасности побуждают производителей совершенствовать продукт, но есть сложности, которые не решаются силами вендоров. Во время пандемии стало понятно, что действительно большое количество процессов, в том числе в рамках оказания государственных услуг, можно осуществлять и с помощью веб-конференции: в судах, нотариате, МФЦ, здравоохранении, образовании. Однако есть препятствия в виде законодательной базы, которая ограничивает область применения решений ВКС. Связаны они в основном с обработкой и использованием персональных данных. Приведу пример в части обучения в школах и вузах. Например, если ребенок младше 14 лет, то для того, чтобы обеспечить ему авторизацию в системе видеоконференцсвязи по лицу, необходимо официальное разрешение родителей. У этого процесса нет сертификации, соответственно, соблюсти ФЗ «О персональных данных» невозможно. Суть проблемы в том, что технологии масштабны, а законодательная база отстает.

Сам по себе технологический прогресс в какой-то степени является проблемой для рынка ВКС. Возьмем, к примеру дипфейк — видео, для создания которого искусственный интеллект синтезирует одни изображения с другими таким образом, что на экране мы можем наблюдать обещающего подарить iPhone каждому десятому участнику какого-нибудь конкурса в социальной сети Тома Круза. И если конкретно этот пример может восприниматься как шалость, то в руках мошенников технология может нанести реальный ущерб как обычным людям, так и бизнесу. Рассмотрим ситуацию судебного заседания. Сегодня инструменты ВКС не позволяют отличить дипфейк от реального человека и подтвердить, что та или иная сторона процесса действительно та, которой себя заявляет. На сегодня это вообще одна из основных угроз для развития коммуникаций.

Взгляд в будущее

Говоря о потенциале развития ВКС как в России, так и в мире, и понимая, что применение технологии искусственного интеллекта уже позволяет распознавать речь, лица, помогает видеть, списывает ли студент и т. п., можно предположить, что системы ВКС станут инструментом не только для коммуникации, но и роботизации рутинных процессов. В ближайшем будущем появится возможность получения расшифровки разговоров, протоколирования встреч, постановки на основе этих протоколов задач в календари ответственных лиц, обмена документами. Неизбежно пользователи будут накапливать большой объем видео- и аудиозаписей онлайн-конференций, поэтому появятся опции управления этими записями, распределения доступов, уровней конфиденциальности, осуществления поиска по ним и т. д.

Безусловно, российские решения будут масштабироваться и продолжать свое движение за пределы страны. Более того, на отечественном рынке уже есть продукты, способные составить конкуренцию западным решениям для государства. Их разработчики пошли правильным путем, расценивая российский рынок как полигон, где технология доводится до совершенства опытным путем, а потом выводится за границу. Правда, здесь тоже есть свои сложности. Если у нас в стране государство стимулирует цифровую трансформацию и поддерживает применения российского программного обеспечения, то за рубежом такой поддержки нет. Кроме того, есть политические ограничивающие факторы.

Несмотря на это, отечественные решения ВКС продолжат развиваться, правда не стоит рассматривать каждый продукт сквозь призму конкуренции с Zoom. Как видим, на этом рынке много иных нюансов и особенностей.

Григорий Иванов, основатель группы компаний “Нейтроникс”