Аналитики предрекают рост российского рынка IoT, а наибольшую динамику прогнозируют в сегменте ЖКХ.

Почему же именно в этой сфере? Давайте разберемся. Основной причиной наибольшей динамики является то, что для отслеживания эффективности процессов на объектах ЖКХ требуется большое количество датчиков, устройств контроля, мониторинга и управления. Все они должны видеть данные друг друга, обрабатывать их и направлять в нужные программные модули для последующей аналитики и принятия решений. Отслеживать места возможных потерь, аварийных ситуаций, гидравлических ударов — для всего этого требуется большое количество IoT-устройств.

Многие процессы, например, в сетях водоснабжения, очень сильно связаны между собой. Можно рассмотреть водопроводную насосную станцию, которая может работать по давлению на выходе из станции, поддерживая нужное значение, а наиболее эффективным режимом будет работа по давлению в наихудшей точке сети водоснабжения (диктующая точка далеко за пределами насосной станции).

Для реализации управления станцией по удаленной диктующей точке без Интернета вещей не обойтись. Диктующих точек в системе может быть несколько, и каждая в определенный момент времени должна влиять на управляющие воздействия головного объекта — водопроводной насосной станции. На одном водоканале города с населением до 100 тыс. человек может быть порядка 40-60 объектов, на которых будет требоваться установка Интернета вещей. В городе-миллионнике таких станций может быть до 150 шт., а в теплоснабжающих компаниях города — порядка 400 объектов теплоснабжения, где данные технологии могут быть серьезно востребованы.

Как показала наша оценка состояния объектов ЖКХ в РФ, системы достаточно изношены и требуют серьезной реновации. Однако просто построить новый водоканал или заменить все трубопроводы очень дорого — никаких инвестиционных денег не хватит. Поэтому, по нашему мнению, в первую очередь на предприятиях ЖКХ нужно заниматься оптимизацией потерь, энергетических затрат, операционных затрат, в т. ч. с применением технологий Интернет вещей.

IoT-решения применяют в различных технологических сегментах ЖКХ: вода, тепло, газ, мусор, транспорт, электроэнергия и т. д. В энергетических сегментах, на промышленных предприятиях. Эффекты от внедрения очевидны: выявление зон сверхнормативных (аномальных) потерь, снижение энергопотребления за счет мониторинга режимов работы и их эффективного управления, контроля и предупреждения аварийных ситуаций.

Из личной практики оценки и внедрения таких систем окупаемость составляет до 5 лет. Отдельные системы мониторинга, например, гидроудара магистральных водопроводов, могут окупаться за нескольких месяцев, т. к. затраты на систему Интернета вещей существенно ниже стоимости устранения последствий гидроударов.

Какие технологии связи наиболее подходят для IoT в ЖКХ? Это зависит от требования к дискретности получения данных от оборудования Интернета вещей. Если требования по дискретности опроса невысокие, и основной интеллект математической обработки расположен внутри самого IoT-устройства, то можно смело использовать 3G или 4G вплоть до энергетически эффективных способов получения данных, например таких, как LoRa, NB-IoT и пр.

По нашему опыту, в IoT-проектах в ЖКХ целесообразно использовать промышленную IoT-платформу, IoT-шлюз для установки на ПЛК, УСПД, промышленные IoT-компьютеры (самое главное требование — наличие ОС Linux). Оборудование может быть разных производителей, в т. ч. и отечественных, в зависимости от требований по проекту.

Алексей Цыплов, руководитель управления цифровизации производства АО “Русатом Инфраструктурные решения”