Опрошенные порталом InformationWeek эксперты советуют ИТ- и бизнес-лидерам, на что им следует обратить внимание, когда их предприятия идут в будущее.

Подрывная деятельность (disruption), несмотря на то, что она беспорядочна, может стать силой позитивных изменений, поскольку инновации улучшают или создают совершенно новые способы взаимодействия с клиентами и деловыми партнерами. Однако для многих предприятий самой большой проблемой является внедрение крупных инноваций без нарушения существующей деловой активности.

Подрывные технологии часто могут выступать в роли обоюдоострого меча. Хотя они могут привести к значительным конкурентным преимуществам и дифференциации, они также несут риски во время и после внедрения. «Ключом к снижению рисков и минимизации сбоев является сочетание как медленного, так и быстрого подходов к внедрению», — считает Дана Дахер, старший аналитик Info-Tech Research Group. Медленный подход позволяет заложить прочный стратегический фундамент. «Для этого необходимо определить потребность в технологии и понять, насколько она важна для вашей бизнес-модели», — отмечает она.

Планирование — ключевой момент

Первым шагом на пути к успешному, «чистому» внедрению является получение детального понимания связанных с разрушительной технологией хранилищ данных, потоков, цифровых процессов и точек подключения. «Это может показаться очевидным, но всегда есть новые системы, которые появляются в сети и зависят от других систем и процессов, — говорит Ари Лайтман, профессор цифровых медиа и маркетинга в Колледже Хайнца при Университете Карнеги-Меллона. — Без всестороннего понимания новая цифровая разрушительная технология может привести к непреднамеренным проблемам».

В процесс планирования должны быть вовлечены защитники интересов как клиентов, так и сотрудников. «Если подрывная технология внедряется для улучшения качества обслуживания клиентов или сотрудников, убедитесь, что в команде есть сильные представители интересов обоих категорий, — советует Эрик Ларсон, партнер практики технологического консалтинга EY. — Если она внедряется по другой причине, подумайте, достаточно ли она разрушительна в первую очередь».

Внедрение новых технологий и одновременное изменение методов работы людей может привести к перенапряжению организации и усилить стресс, который создает каждое изменение. «Когда это возможно, внедряйте крупные изменения сначала с помощью более мелких или менее сложных технологий, — рекомендует Ларсон. — По сути, меняйте что-то одно за раз — процесс или технологию, а не то и другое одновременно».

Разрушительная технология может особенно сильно повлиять на конечных пользователей. «Обсуждайте изменения и человеческую реакцию на них в рамках учебного процесса, признавая, что это тяжело и все на каждом уровне организации должны пройти через это», — говорит Тамми Пинкстон, директор по управлению организационными изменениями ISG. Он советует проводить тренинги, где люди ежедневно отмечают стикером свое положение на кривой изменений, чтобы можно было видеть движение.

Если разрушительная технология затрагивает несколько отделов, все стороны должны быть вовлечены в процесс ее внедрения. «Одна из причин, по которой важно оценить все различные взаимодействия и воздействия, — это необходимость привлечения нужных специалистов и надзора», — говорит Лайтман. Для этого, например, может потребоваться заручиться поддержкой и участием отделов кадров и безопасности. «Лучше проявить излишнюю осторожность, чем потом возникнет проблема из-за того, что вы не включили в процесс представителей какого-либо отдела», — отмечает он.

Тем не менее, несмотря на все усилия, всегда остается возможность упустить из виду некоторые заинтересованные стороны, связанные с технологиями. Организации обычно структурированы по вертикальным функциям, но часто сотрудничают по горизонтали. Поэтому некоторые внутренние клиенты могут быть упущены. «Будьте готовы быстро отреагировать, как только они будут выявлены, и вовлечь их в обсуждение, — советует Пинкстон. — Разберитесь, как изменения могут повлиять на них и как вы можете поддержать их требования».

Обращайтесь за поддержкой

По словам Дахер, самым важным фактором успешного внедрения любой подрывной технологии является получение сильной поддержки со стороны руководителей высшего звена. Она отмечает, что также важно как можно скорее связаться с членами команды, которые будут отвечать за внедрение технологии. «Без этого ваш проект столкнется со значительными препятствиями на пути к принятию и успеху», — предупреждает она.

При наличии сильной бизнес-потребности и поддержки со стороны руководства внедрять подрывную технологию следует с помощью быстрого гибкого подхода. «Гибкий подход является ключом к успешному внедрению, поскольку он позволяет проводить быстрое, итеративное и постоянное тестирование», — говорит Дахер.

Заключение

Ларсон считает, что лучший способ избежать головной боли — это действовать на опережение, устраняя риски, связанные с развертыванием, до того, как они станут очевидными. Однако это не всегда возможно. «Если что-то пошло не так, быстро сообщите об этом и оцените, достаточно ли ценны корректировки, необходимые для восстановления, чтобы продолжать работу. Если ответ „нет“, прекратите работу», — советует он.

Неудача не обязательно означает поражение. «Некоторые из лучших уроков компании могут извлечь из неудач, которые должным образом отмечаются, — замечает Ларсон. — Лидеры, демонстрирующие законное уважение к попыткам попробовать что-то новое и неудачам, обеспечивают многократную отдачу, поскольку их команды чувствуют себя более комфортно, пробуя новаторские вещи».