Вряд ли нужно говорить вам, что компьютерные технологии развиваются очень быстро. Кажется, что только вчера мы привыкали к облачным вычислениям, затем обсуждали виртуализацию в сравнении с контейнеризацией и облачными вычислениями. Теперь мы обсуждаем следующую новую волну облачных технологий, пишет на портале The New Stack Николас Чейз, руководитель отдела технического и маркетингового контента Mirantis.

Подобно тому, как тысячи разработчиков использовали контейнеры еще до того, как они попали в поле зрения трендмейкеров, следующая эволюция дата-центра происходит прямо у нас под носом.

Уже более десяти лет мы не удивляемся модели «as a Service», как в «Infrastructure as a Service»; в нашем случае ЦОД предоставляет такие ресурсы, как вычисления (как услуга), сети (как услуга) или хранилища (как услуга).

И такая архитектура была хороша по многим причинам:

  • снижение затрат. Поскольку ресурсы нужно конкретизировать только тогда, когда они нужны, модель «как услуга» позволила компаниям избавиться от затрат десятков и даже сотен тысяч долларов на неиспользуемое оборудование, не говоря уже об операционных и накладных расходах на его обслуживание. Вместо этого они смогли поддерживать пул ресурсов, который был ближе к тому, что действительно необходимо на постоянной основе;
  • повышение скорости. Поскольку разработчики и другие заинтересованные стороны могли запрашивать ресурсы по мере необходимости, они больше не были ограничены многомесячным процессом запроса и поставки оборудования, а затем ожиданием ИТ-персонала для его установки. После появления опций самообслуживания время готовности сократилось практически до нуля, поскольку пользователи могли просто создавать свои собственные ресурсы, а не отправлять запрос и ждать, иногда неделями, пока перегруженный ИТ-отдел займется этим;
  • повышение гибкости. Поскольку ресурсы предоставлялись виртуально и создавались по требованию, пользователи больше не зацикливались на том, что у них было. Если им требовался сервер большего размера, другая ОС или другие изменения, они могли получить их, просто запустив новые ресурсы;
  • доступ к инновациям. Возможно, самая большая форма гибкости — предоставление ресурсов в качестве услуги — позволила компаниям и пользователям гораздо легче использовать инновации, поскольку операторы могли просто добавлять новые услуги, а пользователи могли ими воспользоваться. Фактически, это может частично объяснить быстрый рост контейнеров: с виртуализированными ресурсами, твердо стоящими на ногах, разработчики получили лучшие возможности воспользоваться преимуществами этой новой парадигмы.

Инфраструктура как услуга также демократизировала разработку, поскольку компании, которые не могли позволить себе создание собственной инфраструктуры, могли «арендовать» ее для создания приложений, которые затем росли — или не росли — без огромных предварительных инвестиций.

Однако простого предоставления отдельных ресурсов по принципу «как услуга» уже недостаточно.

Нам нужен ЦОД как услуга

Дело в том, что независимо от того, осознаем мы это или нет, мы привыкли думать о дата-центре как о гибком объекте, особенно если мы используем кластерные парадигмы, такие как Kubernetes. Мы думаем об подах (pods) как о крошечных отдельных компьютерах, на которых работают отдельные приложения, и мы запускаем и выключаем их по своему усмотрению. Мы создаем приложения, используя мультиоблачные и гибридные облачные архитектуры, чтобы воспользоваться преимуществами наилучшей ситуации для каждой рабочей нагрузки.

Периферийные вычисления продвинули эту аналогию еще дальше, поскольку мы буквально запускаем дополнительные узлы по требованию, а сеть подстраивается под новую топологию.

Это вполне оправданно: с учетом скорости инноваций нам необходимо иметь возможность в мгновение ока снести скомпрометированный дата-центр или создать новый, чтобы заменить его или усовершенствовать.

В некотором смысле, именно этим мы и занимаемся с провайдерами публичных облаков: устанавливаем «оборудование», когда оно нам нужно, и сносим его, когда оно нам не нужно. Мы делаем это на условиях облачных провайдеров, при этом каждое публичное облако стремится привлечь к себе как можно больше компаний и рабочих нагрузок, стремясь снизить стоимость, чтобы иметь возможность контролировать условия.

Так же, как мы привыкли запускать облачные рабочие нагрузки, не заботясь о конкретном сервере, на котором они будут выполняться, нам нужна возможность запускать новый ЦОД — или ресурсы для существующего ЦОДа. Мы должны иметь возможность делать это, не мучаясь вопросом о том, где будут находиться эти ресурсы, потому что мы знаем, что все требования, которые мы предъявляем, будь то требования по стоимости, нормативные или географические, они удовлетворены.

Только тогда мы получим настоящую инфраструктуру как услугу.

Преимущества облачного ЦОДа

Начав использование ЦОДа как услуги, мы обнаружим, что наши первоначальные преимущества инфраструктуры как услуги сохраняются и на этом уровне:

  • снижение затрат. Раньше компании могли сократить количество имеющегося у них оборудования до уровня, соответствующего общему использованию, плюс некоторый запас прочности. Благодаря возможности запускать новое оборудование по своему усмотрению, компаниям нужно поддерживать только реально используемые ресурсы;
  • увеличение скорости. Точно так же, как пользователям больше не нужно ждать, пока ИТ-отдел запустит новую виртуальную машину, теперь компании не нужно ждать, пока ИТ-отдел упакует в стойку новое оборудование — оно может быть доступно в считанные минуты;
  • повышение гибкости. Возможность соответствия ресурсов потребностям увеличивается на уровне дата-центра, поскольку пользователи могут создавать целые кластеры по мере необходимости;
  • доступ к инновациям. Хотя инфраструктура как услуга позволяет компании добавлять новые, более инновационные ресурсы для пользователей, им все равно приходится ждать, пока это произойдет. С помощью ЦОДа как услуги пользователи могут развернуть эти инновации без ожидания, посокльку они доступны у провайдеров компании;
  • ЦОД как услуга дает возможность отделить компанию от ее физической инфраструктуры, что обеспечивает дополнительные преимущества;
  • API единого провайдера. При использовании ЦОДа как услуги пользователям необходимо понимать только API для своего актуального дата-центра. API отдельных провайдеров абстрагированы, что избавляет компании от необходимости содержать несколько наборов экспертов по API;
  • беспилотные дата-центры. ЦОД как услуга снижает потребность в крупных управляемых дата-центрах двумя способами: он использует преимущества внешних облачных провайдеров и делает возможным, чтобы оставшиеся частные дата-центры компании были в основном беспилотными. Не беспокоясь о том, что в них постоянно должны будут находиться люди, мы можем свободно создавать ЦОДы, которые легче обслуживать роботами, что позволяет более плотно размещать оборудование;
  • гравитация данных. Благодаря возможности создавать более плотно упакованные ЦОДы, мы сможем с большей легкостью справиться с натиском данных, который, как мы ожидаем, увеличится в ближайшие годы. Это означает не только хранение огромных объемов данных, это также означает создание дата-центров вблизи пользователей и периферийных узлов — причем на лету;
  • независимость от проблем с питанием. Очевидно, что ЦОДы не могут работать без электроэнергии, а это значит, что компании должны предусмотреть не только погодные явления, такие как ураганы, но и периодические отключения электричества. Хотя одним из способов предотвращения проблем является поддержание потенциала для выработки электроэнергии на месте, другой, более надежный вариант — быть готовым в мгновение ока развернуть и перенести дата-центр в другое место, как это делается с облачными приложениями;
  • климатические преимущества. Многие компании смогут размещать свои дата-центры в более стабильных по климату регионах мира, например, в скандинавских странах, где не только много электроэнергии, но и более мягкий климат снижает потребность в охлаждении.

Возможно, самое главное, что подобно тому, как инфраструктура как услуга позволила небольшим компаниям начать работу без огромных инвестиций, ЦОД как услуга демократизирует сам дата-центр, позволяя компаниям, которые никогда не могли позволить себе огромные инвестиции, воспользоваться преимуществами этих разработок.

Это лишь те преимущества, которые мы видим сегодня.

Что ждет нас в будущем

Пока мы строим ЦОД как услугу, мы можем начать заглядывать за горизонт. Несложно представить себе мир, в котором искусственный интеллект и машинное обучение постоянно оптимизируют дата-центр для обеспечения наименьших затрат или наилучшей производительности (или некоторого баланса между ними) или обеспечивают интеллектуальный мониторинг для заблаговременного предупреждения о проблемах безопасности или аварий инфраструктуры. Мы даже можем увидеть, что сам ЦОД будет расширен и будет включать в себя устройства Интернета вещей, которые, помимо безопасности, отслеживают все — от температуры до влажности и вибрационных шумов.