Виктор Койсне, вице-президент по маркетингу компании Strapi, разработчика headless CMS (системы управления контентом без фронтэнда) с открытым исходным кодом, обсуждает на портале The New Stack плюсы и минусы каждого решения и как сделать выбор в пользу одного из них.

Рынок управления контентом далеко не нов. Возможно, он берет свое начало в 1980-х, когда был выпущен FileNet, первый программный продукт, разработанный специально для управления контентом. С тех пор рынок стал более зрелым, на нем работают сотни поставщиков, и, по данным Zion Market Research, в этом году он достигнет 123 млрд. долл.

За последние несколько лет традиционные CMS, такие как WordPress и Drupal, стали менее популярными, и появились два типа поставщиков, которые бросили им серьезный вызов: конструкторы сайтов no-code, такие как Squarespace, Webflow и Bubble, и чистые headless CMS, такие как Contentful и Strapi.

В этой статье мы сначала определим, что такое конструкторы сайтов no-code и headless CMS, а затем обсудим плюсы и минусы каждого решения и, самое главное, как сделать выбор в пользу одного из них.

Что такое конструктор сайта no-code?

За последние несколько месяцев вокруг инструментов категории no-code было много шума. Но что они собой представляют на самом деле? Проще говоря, их применение означает, что процесс разработки ПО или кода абстрагирован от него с помощью пользовательского интерфейса, доступного для всех, независимо от их технических навыков. Другими словами, это самый высокий уровень абстракции поверх битов, операционных систем, языков программирования и библиотек.

Инструменты no-code, как правило, создаются для конкретного сценария применения и предоставляют ряд шаблонов или строительных блоков, которые пользователи могут перетаскивать для создания своих веб-сайтов или приложений. Таким образом, большинство инструментов no-code представляют собой решения «ПО как услуга», которые не нужно устанавливать локально и впоследствии развертывать для производственной эксплуатации.

Что такое headless CMS?

«Безголовые» системы управления контентом состоят из базы данных и системы доставки контента через API, в них бэкэнд (создание и хранение контента) полностью отделен от фронтэнда (разработка и развертывание).

Поскольку количество подключенных устройств продолжает расти, headless CMS с поддержкой API стали решением для компаний, которым необходимо создать омниканальный цифровой опыт для своих клиентов. Разработчики склонны рассматривать headless CMS как решение класса low-code, которое абстрагирует часть сложности, ускоряя разработку приложений.

Преимущества конструкторов сайтов no-code

Шумиха не возникает из ниоткуда. Есть несколько причин, по которым решения no-code становятся мейнстримом. Вот три основные из них:

Время выхода на рынок. Благодаря шаблонам и готовым к использованию строительным блокам зачастую быстрее пройти путь от идеи до минимально жизнеспособного продукта (MVP) либо даже готового к производству веб-сайта или приложения. Скорость выхода на рынок очень важна, поскольку компаниям необходимо внедрять инновации быстрее, чем когда-либо прежде.

Отсутствие зависимости от разработчиков. Поскольку все больше и больше компаний инвестируют в цифровую трансформацию (извините за модное слово), наем разработчиков ПО становится серьезной проблемой для всех. Поэтому инструменты no-code, позволяющие нетехническим командам быть автономными, очень привлекательны для компаний, желающих создать простое веб-представительство.

Стоимость. Помимо сокращения времени разработки, готовые компоненты, шаблоны и готовый хостинг означают, что компаниям зачастую дешевле использовать инструменты no-code для создания прототипов приложений и простых проектов. В отличие от headless CMS, вам не придется отдельно разрабатывать фронтенд и убеждаться, что он хорошо интегрирован с вашей бэкенд-системой.

Ограничения конструкторов сайтов no-code

Несмотря на все преимущества инструментов no-code, существует ряд ограничений, которые следует рассмотреть, прежде чем выбрать решение для своего проекта. Вот три основных ограничения.

Специализация. Инструменты no-code часто узкоспециализированы. Вы найдете инструменты no-code практически для каждого случая использования — от конструкторов веб-сайтов до инструментов онбординга, управления проектами и автоматизации. Но как только ваш проект выходит за рамки простого, стандартизированного сценария, который охватывает несколько устройств или систем, у вас может возникнуть серьезная проблема. Возможно, вам придется использовать несколько различных инструментов no-code параллельно, вместо того чтобы строить практику и экспертизу ПО на базе одного фреймворка или платформы, которые можно настроить под большинство ваших сценариев использования в различных каналах.

Технический долг. Это результат того, что происходит, когда команды разработчиков выбирают скорость вместо масштабируемой, перспективной архитектуры ПО. Именно это может произойти, если вы решите использовать инструмент no-code. Поскольку такие инструменты не следуют популярным или стандартным практикам разработки, документация о том, как все устроено, скорее всего, будет ограниченной или полностью отсутствовать. С другой стороны, headless CMS не только дают разработчикам гибкость в выборе любимых инструментов, но и возможность настраивать все приложение по мере масштабирования проекта или изменения требований.

Стоимость/привязка. С учетом новых правил, таких как GDPR, которые становятся все более распространенными, и постоянно растущих рисков кибербезопасности, компании должны быть осторожны в выборе поставщика CMS, с которым они решили работать. Несмотря на удобство работы с инструментами no-code на базе SaaS, их применение также может привести к проблемам с соблюдением нормативных требований и рискам управления данными. По мере роста компании или количества контент-проектов решения на базе SaaS могут стать непомерно дорогими, а переход на другую платформу — практически невозможным.

Как выбрать между headless CMS и конструктором no-code?

Выбор подходящего инструмента для работы не так прост и должен основываться на масштабе проекта и требованиях. Headless CMS не находятся в прямой конкуренции с инструментами no-code, это скорее компромисс между инструментами, с которыми можно быстро начать работу, и инструментами, которые обладают высокой гибкостью и настраиваемостью.

Если у вас малый или средний бизнес, которому необходимо создать MVP или простой веб-проект с ограниченными масштабом, рисками безопасности и управления данными, то вам лучше начать с инструмента no-code и перейти на более экономичное/масштабируемое решение, такое как headless CMS, позже.

С другой стороны, если ваша компания создает более стратегическое приложение с более широким, постоянно меняющимся охватом, с использованием сторонних решений и участием различных заинтересованных сторон (разработчики, дизайнеры, специалисты по брендам и т. д.), вам лучше начать с headless CMS, чтобы избежать затрат на миграцию в дальнейшем.

Вот несколько вопросов, ответы на которые помогут вам принять правильное решение:

  1. насколько вы уверены в том, что масштаб проекта не изменится со временем?
  2. участвуют ли в проекте разработчики? Насколько важно для них иметь возможность использовать предпочитаемые инструменты и фреймворки?
  3. планируете ли вы ориентироваться на несколько каналов и устройств?
  4. насколько важен для вас дизайн бренда и общий пользовательский опыт?
  5. насколько вам необходим контроль над безопасностью и защитой данных?