Развитие удаленного формата работы открыло новые возможности как для сотрудников, так и для компаний. Сегодня появилась возможность сформировать эффективно работающую команду из сотрудников, находящихся территориально в разных городах и даже странах. Иногда релокация становится грамотным для компаний выбором, позволяющим оптимизировать бюджеты и усилить команды в разных регионах присутствия. Международная рекрутинговая компания Hays провела исследование «Релокация сотрудников», в котором приняли участие 1100 респондентов, 572 нанимающих менеджеров и 528 профессионалов.

8% компаний уже переместили ряд должностей, отделов и функций на удаленную работу в регионы или другие страны, и 3% планируют это сделать в ближайшее время. Из них 89% будут перемещать сотрудников в российские регионы, и 11% — в другие страны. 51% из них переместит сотрудников в Центральный ФО, исключая Москву и Московскую область, 45% — в Приволжский ФО, 43% — в Москву и Московскую область. 38% собираются переводить сотрудников в Южный, Северо-Кавказский ФО и Крым, и еще 38% планируют перемещать сотрудников в Сибирский ФО.

89% компаний будут переводить в регионы специалистов, 34% — руководителей отделов, и 24% — стажеров и ассистентов.

Учитывая, что в России 8 часовых поясов, становится актуальным вопрос о рабочем графике и времени, чтобы синхронизировать работу центрального офиса и сотрудников, работающих в разных регионах нашей страны. 36% опрошенных профессионалов готовы подстраиваться под любой график работодателя. 20% сотрудников согласны работать, даже если разница часовых зон на 2–5 часов отличается от времени центрального офиса. Лишь 14% готовы работать только по своему часовому поясу и не хотят подстраиваться под рабочий график центрального офиса.

При этом подавляющее большинство сотрудников не готово к сокращению заработных плат в случае релокации или появления возможности работать из другого региона или страны. 67% высказались категорически против сокращения дохода, 22% респондентов об этом не думали. И только 11% опрошенных готовы рассмотреть вариант сокращения дохода.

32% профессионалов рассматривают в качестве работы только те компании, в которых предусмотрена возможность релокации в другие страны. Но для 49% опрошенных такая возможность не принципиальна.

46% сотрудников допускают возможность международной релокации в ближайшие 1-2 года. 67% из них хотели бы переехать работать в страны Западной Европы, 41% — в США, 37% — в Канаду, 30% — в Австралию или Новую Зеландию, 21% — в страны Восточной Европы, и 14% — в Азию. При этом 37% заявляют, что страна неважна, а главное — интересный проект или возможность карьерного роста.

«В нашей практике были случаи, когда кандидаты на старте говорили о желании релоцироваться в будущем, и мы с ними рассматривали позиции только в международных компаниях, в которых подобная релокация возможна. В основном это digital marketing специалисты», — рассказала Мадина Аушева, консультант практики Digital & MarCom компании Hays.

77% профессионалов не рассматривают для себя возможность переезда в другой регион России в ближайшие год-два.

Из тех, кто готов к релокации, 46% рассматривают для себя переезд в Москву и Московскую область, 26% согласны переехать в Санкт-Петербург, 20% — в Южный и Северо-Кавказский ФО или Крым. При этом 20% говорят, что регион неважен, а главное — интересный проект и возможность карьерного роста.

Интересно, что 9% готовы к релокации в Центральный ФО, но при этом исключая Москву и Московскую область, а 4% отмечают Северо-Западный ФО, но исключая сам Санкт-Петербург.

Только 41% опрошенных профессионалов говорят, что в их компаниях предусмотрена компенсация переезда, если сотрудник переезжает по инициативе компании.