Ник Оффин, руководитель отдела продаж, маркетинга и операций Dynabook в Северной Европе, рассказывает о том, какую роль сегодня играют искусственный интеллект (ИИ) и вспомогательная реальность (AR) на рабочем месте. Эти рынки постоянно растут, и в скором времени они приведут к кардинальному преобразованию рабочих мест во многих отраслях и различными способами.

Раскрытие всего потенциала ИИ и AR на рабочем месте уже некоторое время является ключевой темой бизнеса. Компании из разных отраслей уже много лет успешно внедряют различные решения на основе ИИ и AR, в частности, для обслуживания и поддержки клиентов. Недавно компания McKinsey обнаружила, что организации в ответ на пандемию увеличили инвестиции в технологии ИИ для каждой основной бизнес-функции, и Gartner прогнозирует, что еще больше компаний будут делать это в 2022 г. Ожидается, что с 2021 по 2028 гг. объем мирового рынка AR будет расти со среднегодовым темпом (CAGR) 43,8%.

В течение некоторого времени эти события развивались по восходящей линии. Однако в 2019 г., несмотря на растущий энтузиазм в отношении решений ИИ и AR, их широкое внедрение все еще оставалось за горизонтом — и тут грянул COVID-19. Когда поездки стали практически невозможны, удаленная работа стала необходимостью, а бюджеты сократились, многие организации оказались в кризисном режиме.

Мантрой 2020 г. стало «Делать все по-другому» — а делать все по-другому и в лучшие времена непросто. Однако за последние 18 месяцев мы увидели, как по мере того, как компании внедряли новые цифровые подходы к выполнению работы, проявлялись реальные преимущества этих изменений. Даже после того, как пандемия пройдет, многие компании, скорее всего, не захотят возвращаться к старым методам. Реальность необратимо изменилась, а вместе с ней и возможности решений на основе ИИ и AR перешли от простого стремления к почти жизненной необходимости. Потому что эти технологии делают одну вещь действительно хорошо — они обеспечивают эффективность в эпоху прорывных изменений.

Что собой представляют ИИ и AR?

Давайте рассмотрим эти технологии. Вспомогательная и дополненная реальности часто используются как взаимозаменяемые понятия, однако они различаются по некоторым ключевым признакам. Вспомогательная реальность, в отличие от дополненной, не изменяет то, что видит пользователь. Скорее, она добавляет дополнительный слой информации в периферийное зрение. Вспомогательная реальность может быть реализована в виде «умных» очков, в то время как дополненная реальность часто полностью закрывает обзор того, что вас окружает. Действительно, смарт-очки являются одним из основных приложений для вспомогательной реальности, причем в ближайшие годы ожидается не только рост их применения, но и его ускорение, поскольку расходы начинают сдвигаться от мобильной AR к AR, носимой на голове.

С другой стороны, искусственный интеллект способен полностью изменить дизайн рабочего места. Его рост происходит так же быстро во всем мире, и, будучи столь значительным фактором, способствующим появлению следующей волны технологий, этот рост, вероятно, станет экспоненциальным. Сегодня почти три четверти организаций заявляют, что в ближайшие три года они будут инвестировать в ИИ, чтобы создать новые бизнес-модели для новых технологий, таких как автоматизация и периферийные вычислительные устройства. Многие компании считают, что рискуют выйти из бизнеса после пандемии, если не расширят масштабы применения ИИ в ближайшие пять лет.

Что это значит для бизнеса?

Во многом этот рост обусловлен растущим спросом на удаленную помощь. Предприятия используют приложения на базе AR для отслеживания, выявления и решения технических проблем, а также для выполнения таких задач, как модернизация, сборка, производство и ремонт производственных линий. Ожидается, что рынок ИИ не только поможет развитию предприятий: как считается, эта технология также поможет достичь целей роста бизнеса и генерировать ценность. По данным Accenture, девять из десяти руководителей высшего звена считают, что они должны использовать ИИ для достижения своих целей роста.

AR-помощь также обеспечивает многочисленные преимущества, включая сокращение времени на интерпретацию инструкций и на обучение и повышение продуктивности. Производители, в частности, называют использование смарт-очков ключевым фактором этих преимуществ. Наше собственное исследование показало, что 63% организаций, скорее всего, внедрят смарт-очки в течение следующих трех лет, причем 47% сделают это для улучшения мобильной работы, 34% — для улучшения сбора/обработки данных и 39% — для улучшения обмена информацией/сотрудничества. Действительно, по прогнозам Gartner, к 2026 г. 75% капиталоемких отраслей промышленности будут использовать AR в качестве ключевого компонента для снижения/избежания затрат на рядовых работников. Согласно оценкам Gartner, применение AR позволяет достичь следующих результатов в сборке аэрокосмической продукции:

  • 90-99%-ное сокращение времени на интерпретацию инструкций («time to information»);
  • 85%-ное сокращение времени на обучение;
  • повышение производительности на 40%;
  • сокращение общего времени работы техника на 35-50%.

Вызовы...

Проблема внедрения развивающихся технологий всегда заключается в том, что до тех пор, пока они полностью не созреют, интеграция может быть сложной задачей. В случае с «умными» очками также могут возникнуть проблемы безопасности и конфиденциальности. Например, в медицинских учреждениях использование камер в операционных является очень деликатным и спорным вопросом. В таких сценариях использование подобных устройств должно быть заранее согласовано и воспринято как благо для всех.

Хотя ИИ — более развитая технология, она также является дорогостоящей и может потребовать значительных предварительных инвестиций. Наконец, ИИ может быть трудно масштабировать. По данным Gartner, CIO и ИТ-руководители сталкиваются с трудностями при масштабировании проектов ИИ, причем только 53% проектов доходят от прототипа до стадии производства, поскольку им не хватает нужных инструментов для создания ИИ-конвейера производственного уровня.

...Но не неудачи

Эти проблемы в лучшем случае окажутся незначительными. Однако это не означает, что развертывание невозможно или даже сложно. Во-первых, инвестиции являются необходимой частью роста бизнеса, и большинство руководителей компаний согласны с тем, что ИИ и AR обещают отличную отдачу от инвестиций уже через короткое время — при правильном развертывании.

Во-вторых, ИИ, AR и такие устройства, как «умные» очки, гораздо быстрее развиваются в корпоративном секторе, чем в потребительском. Традиционно устройства, которые завоевывают популярность благодаря использованию в бизнесе (а не среди потребителей), всегда раскупаются немного медленнее. Хотя глобальные расходы на гарнитуры, ПО и услуги AR и VR, включая покупки потребителей, выросли до 12 млрд. долл. в 2020 г., большая часть этого роста пришлась на бизнес-сектор. AR и VR постепенно начинают становиться все более популярными и среди потребителей, и эта тенденция, вероятно, будет набирать обороты.

Поскольку пандемия ускоряет возможность продемонстрировать свою ценность, AR и «умные» очки могут продолжать набирать обороты благодаря обещанию снижения цен, повышения безопасности и лучшего усвоения знаний. Рост не обязательно должен быть немедленным, чтобы быть признанным.