Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал влияние коронакризиса на предпринимательскую активность и занятость в креативных индустриях России.
Работа базируется на данных «СПАРК-Интерфакс» за
По состоянию на май 2021 г. в России действовало 173 887 организаций креативных индустрий (5,9% от общего числа юридических лиц). Значимая их часть пришлась на ИТ и видеоигры (59,6 тыс. организаций), рекламу и пиар (35,6 тыс.) и архитектуру (21,4 тыс.). Совокупно эти три отрасли составляют 67% всего национального креативного сектора.
С 2016 г. в России наблюдается сокращение числа организаций креативных индустрий. Рекордным стал пандемийный 2020 г.: таких организаций стало меньше на 20,1 тыс. (по сравнению с 19,6 тыс. годом ранее). Преимущественно данная тенденция обусловлена снижением числа создаваемых организаций — почти вдвое по сравнению с 2017 г., когда было учреждено наибольшее число креативных компаний (25,3 тыс.).
В целом предпринимательская активность в креативном секторе соответствует общероссийским трендам, которые характеризуются сокращением числа новых организаций (см. экспресс-информацию ИСИЭЗ «Эффекты пандемии для отраслей и регионов» и статью «Когда началось снижение предпринимательской активности в России»). Данное падение имеет под собой ряд фундаментальных причин, в их числе: отсутствие роста благосостояния населения, слабая доступность финансов, недостаточный инновационный потенциал, дефицит реальных примеров бизнес-успеха. Однако креативный сектор переживает пандемию хуже, чем российская экономика в целом, для которой рекорд по убыли организаций пришелся на 2019 г. За период
В 2020 г. 14 из 15 креативных индустрий показали снижение числа организаций по сравнению с предыдущим годом. Наиболее заметным стало сжатие индустрий фотографии (-22,5%), рекламы и пиара (-18,1%) и ювелирного дела (-16,6%). Единственный вид деятельности, продемонстрировавший незначительный рост числа организаций в 2020 г., — образование в креативных индустриях (+14 организаций).
В 2020 г. положительная динамика числа креативных организаций имела место в шести регионах: Липецкой области (+17 организаций), республиках Калмыкия (+5), Алтай (+4), Тыва (+3), Чукотском автономном округе (+1) и Еврейской автономной области (+1).
Напротив, 79 из 85 регионов России демонстрировали снижение числа организаций креативных индустрий. На Москву и Санкт-Петербург, где базируются 38,6% организаций российского креативного сектора, пришлось и более половины (11 319 или 52,8%) всех ликвидированных компаний. Лидерами по абсолютному сокращению числа организаций также стали Московская (-813 организаций), Самарская (-490) и Свердловская (-449) области (табл. 2). В относительном выражении антилидерами являются Тульская область (-18,6% организаций креативных индустрий региона), Санкт-Петербург (-15,7%) и Калининградская область (-15,6%).
Оценка занятости в креативной экономике выполнялась на основе применяемой в мировой практике концепции «креативного трезубца», в рамках которой учитываются два признака: занятость в творческих профессиях и креативных индустриях. На пересечении этих признаков выделяются три группы:
- занятые в творческих профессиях в креативных отраслях — «специалисты» (например, копирайтеры в рекламных агентствах);
- занятые в творческих профессиях в других отраслях — «интегрированные» (дизайнеры в автоконцернах);
- занятые в прочих профессиях в креативных отраслях — вспомогательный персонал (секретари в кинокомпаниях).
На фоне убыли числа организаций и сокращения общей занятости в экономике в течение последних лет в креативном секторе наблюдается последовательное расширение занятости во всех трех группах (с 3,9 до 4,8 млн чел. в
В целом в России численность «интегрированных» работников — занятых в творческих профессиях в традиционных отраслях (2,1 млн человек в 2020 г.) — практически вдвое превосходит численность «специалистов» — творческих работников в креативных индустриях (1,2 млн человек). Наиболее распространенными творческими профессиями являются специалисты по рекламе и маркетингу и разработчики программного обеспечения: в 2020 г. в них были заняты 824,0 и 616,3 тыс. человек соответственно. На эти две группы пришлось около 43% занятости в творческих профессиях, и именно в них фиксировался наибольший прирост численности в 2020 г. По отношению к уровню 2019 г. количество рекламщиков и маркетологов выросло на 18,9%, программистов — на 14,3%. При этом сокращалась занятость в таких традиционно творческих профессиях, как фотографы, краснодеревщики и рабочие родственных занятий.
Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, отметил: «В креативном секторе сложилась уникальная ситуация. С одной стороны, мы наблюдаем сокращение количества организаций — тенденция, характерная для всей российской экономики, начиная с 2016 г. С другой — творческая занятость растет из года в год. Парадокс объясняется тем, что творческие профессии становятся все более востребованными не только и не столько в креативных индустриях, сколько в традиционных отраслях. Такая „интегрированная“ занятость в 2020 г. превысила творческую занятость в креативных индустриях почти в два раза! На фоне сокращения предпринимательской активности в креативных индустриях (в том числе на 30% количества созданных новых организаций в 2020 г. по сравнению с