Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал влияние коронакризиса на предпринимательскую активность и занятость в креативных индустриях России.

Работа базируется на данных «СПАРК-Интерфакс» за 2015–2021 гг. и выборочных обследований рабочей силы за 2017–2020 гг., проведенных Росстатом. Под креативными индустриями понимается совокупность организаций, осуществляющих деятельность в следующих 15 областях: ИТ и видеоигры; реклама и пиар; архитектура; исполнительское искусство; издательская деятельность; музеи, библиотеки, архивы; телерадиовещание; кино и анимация; фотография; промыслы и ремесла; дизайн; ювелирное дело; художественное творчество; образование в креативных индустриях; музыкальная индустрия.

По состоянию на май 2021 г. в России действовало 173 887 организаций креативных индустрий (5,9% от общего числа юридических лиц). Значимая их часть пришлась на ИТ и видеоигры (59,6 тыс. организаций), рекламу и пиар (35,6 тыс.) и архитектуру (21,4 тыс.). Совокупно эти три отрасли составляют 67% всего национального креативного сектора.

С 2016 г. в России наблюдается сокращение числа организаций креативных индустрий. Рекордным стал пандемийный 2020 г.: таких организаций стало меньше на 20,1 тыс. (по сравнению с 19,6 тыс. годом ранее). Преимущественно данная тенденция обусловлена снижением числа создаваемых организаций — почти вдвое по сравнению с 2017 г., когда было учреждено наибольшее число креативных компаний (25,3 тыс.).

В целом предпринимательская активность в креативном секторе соответствует общероссийским трендам, которые характеризуются сокращением числа новых организаций (см. экспресс-информацию ИСИЭЗ «Эффекты пандемии для отраслей и регионов» и статью «Когда началось снижение предпринимательской активности в России»). Данное падение имеет под собой ряд фундаментальных причин, в их числе: отсутствие роста благосостояния населения, слабая доступность финансов, недостаточный инновационный потенциал, дефицит реальных примеров бизнес-успеха. Однако креативный сектор переживает пандемию хуже, чем российская экономика в целом, для которой рекорд по убыли организаций пришелся на 2019 г. За период 2015–2020 гг. увеличение числа компаний фиксировалось только в относительно небольших индустриях дизайна (+1 669 организаций, рост в 14,2 раза), промыслов и ремесел (+395, рост в 1,3 раза), профильного образования (+177, рост в 1,5 раза). Максимальный спад наблюдался в сферах фотографии (-73,4%), ювелирного дела (-51,1%) и издательской деятельности (-41,6%).

В 2020 г. 14 из 15 креативных индустрий показали снижение числа организаций по сравнению с предыдущим годом. Наиболее заметным стало сжатие индустрий фотографии (-22,5%), рекламы и пиара (-18,1%) и ювелирного дела (-16,6%). Единственный вид деятельности, продемонстрировавший незначительный рост числа организаций в 2020 г., — образование в креативных индустриях (+14 организаций).

В 2020 г. положительная динамика числа креативных организаций имела место в шести регионах: Липецкой области (+17 организаций), республиках Калмыкия (+5), Алтай (+4), Тыва (+3), Чукотском автономном округе (+1) и Еврейской автономной области (+1).

Напротив, 79 из 85 регионов России демонстрировали снижение числа организаций креативных индустрий. На Москву и Санкт-Петербург, где базируются 38,6% организаций российского креативного сектора, пришлось и более половины (11 319 или 52,8%) всех ликвидированных компаний. Лидерами по абсолютному сокращению числа организаций также стали Московская (-813 организаций), Самарская (-490) и Свердловская (-449) области (табл. 2). В относительном выражении антилидерами являются Тульская область (-18,6% организаций креативных индустрий региона), Санкт-Петербург (-15,7%) и Калининградская область (-15,6%).

Оценка занятости в креативной экономике выполнялась на основе применяемой в мировой практике концепции «креативного трезубца», в рамках которой учитываются два признака: занятость в творческих профессиях и креативных индустриях. На пересечении этих признаков выделяются три группы:

  • занятые в творческих профессиях в креативных отраслях — «специалисты» (например, копирайтеры в рекламных агентствах);
  • занятые в творческих профессиях в других отраслях — «интегрированные» (дизайнеры в автоконцернах);
  • занятые в прочих профессиях в креативных отраслях — вспомогательный персонал (секретари в кинокомпаниях).

На фоне убыли числа организаций и сокращения общей занятости в экономике в течение последних лет в креативном секторе наблюдается последовательное расширение занятости во всех трех группах (с 3,9 до 4,8 млн чел. в 2017–2020 гг.). Даже во время пандемии 2020 г. произошло небольшое увеличение численности. Причем драйвером роста выступают не столько сами креативные индустрии, сколько другие секторы (промышленность, торговля, профессиональные услуги), формирующие спрос на работников творческих профессий (данные отрасли обеспечили примерно 70% роста за рассматриваемый период).

В целом в России численность «интегрированных» работников — занятых в творческих профессиях в традиционных отраслях (2,1 млн человек в 2020 г.) — практически вдвое превосходит численность «специалистов» — творческих работников в креативных индустриях (1,2 млн человек). Наиболее распространенными творческими профессиями являются специалисты по рекламе и маркетингу и разработчики программного обеспечения: в 2020 г. в них были заняты 824,0 и 616,3 тыс. человек соответственно. На эти две группы пришлось около 43% занятости в творческих профессиях, и именно в них фиксировался наибольший прирост численности в 2020 г. По отношению к уровню 2019 г. количество рекламщиков и маркетологов выросло на 18,9%, программистов — на 14,3%. При этом сокращалась занятость в таких традиционно творческих профессиях, как фотографы, краснодеревщики и рабочие родственных занятий.

Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, отметил: «В креативном секторе сложилась уникальная ситуация. С одной стороны, мы наблюдаем сокращение количества организаций — тенденция, характерная для всей российской экономики, начиная с 2016 г. С другой — творческая занятость растет из года в год. Парадокс объясняется тем, что творческие профессии становятся все более востребованными не только и не столько в креативных индустриях, сколько в традиционных отраслях. Такая „интегрированная“ занятость в 2020 г. превысила творческую занятость в креативных индустриях почти в два раза! На фоне сокращения предпринимательской активности в креативных индустриях (в том числе на 30% количества созданных новых организаций в 2020 г. по сравнению с 2019-м), можно говорить о буме востребованности творческого труда у крупных компаний, которые ищут новые источники повышения конкурентоспособности и новые рынки. Ярким примером является крупнейший госбанк, взявший курс на трансформацию в полноценную ИТ-компанию».