Корпоративные расходы на технологии растут, но у CIO и других ИТ-руководителей становится меньше бюджетных средств, которые переходят в руки бизнес-подразделений, сообщает портал InformationWeek со ссылкой на аналитиков Gartner.

Теневые ИТ — приобретение и использование приложений и других технологий, не одобренных или не контролируемых ИТ-отделом — раньше были бичом многих организаций. Они считались неэффективной растратой бюджета и дырами в системе безопасности и обычно не одобрялись высшим руководством.

Но сегодня больше приложений, чем когда-либо, приобретается и контролируется подразделениями, ведущими бизнес, а не ИТ-отделом. Это вполне устраивает высшее руководство, и это тенденция, которая меняет то, как организации приобретают технологии и как поставщики технологий работают со своими клиентами. Как отметила на недавнем виртуальном мероприятии Gartner IT Symposium Xpo заслуженный вице-президент Gartner Франсес Карамузис, эта тенденция меняет динамику большой части рынка технологий.

К концу 2021 г., по прогнозам Gartner, общие расходы на ИТ составят 4,2 трлн. долл. Эти средства будут потрачены на такие технологии, как устройства, аппаратное и программное обеспечение, сервисы и телекоммуникации. Но CIO и другие ИТ-лидеры не смогут контролировать весь этот бюджет. Компании в связи с пандемией отдают приоритет цифровой трансформации, и на рынке наблюдается рост расходов на технологии, однако многие решения о покупке принимают другие внутренние подразделения.

«Все больше людей работают над определенными видами технологических инициатив и обеспечивают возможности предприятия, но довольно часто они не подчиняются ИТ-службе, ни централизованной, ни децентрализованной, — сказала Карамузис. — Они отчитываются перед бизнес-подразделениями. Происходит увеличение ценности, создаются инновации, но все это не управляется CIO или другими ИТ-руководителями».

Крупные поставщики технологий, особенно крупные облачные провайдеры, понимают, что их маркетинговые цели находятся не только в ИТ-отделе. Они могут быть во многих различных бизнес-подразделениях.

«Все эти вещи покупает не кто-то из ИТ-отдела, и все поставщики в мире это прекрасно знают, — отметила Карамузис. — Каждый поставщик смотрит на эту богатую целевую среду и не полностью освоенный рынок покупателей за пределами ИТ. Это приводит к очень интересной динамике рынка».

Например, нередко крупные организации работают с пятью различными поставщиками технологий искусственного интеллекта, рассказала она, отметив, что разные подразделения предприятия могут выбрать разные платформы. Кроме того, в этих подразделениях сейчас чаще работают технологи, чем в прошлом.

Эти изменения в динамике также ведут к сдвигам в создании технологий. По прогнозам Gartner, к 2024 г. более трети поставщиков технологий — таких цифровых гигантов, как Microsoft, SAP или ServiceNow, — будут конкурировать как минимум с одной нетехнологической компанией.

Более того, к 2024 г. 80% технологических продуктов и услуг будут создаваться теми, кто не является профессионалами в области технологий. По словам Карамузис, это люди, которые не подчиняются ИТ-отделу, но у них есть бюджет, время и приказы начальства.

Эти изменения приводят к распространению технологических ноу-хау по всему предприятию. Четверо из пяти бизнес-технологов работают на бизнес-подразделение и финансируются им, а не ИТ-службой. Одна из четырех вакансий на LinkedIn или других сайтах по трудоустройству, требующих навыков работы с Python, относится к должностям вне ИТ. Две из трех вакансий, требующих навыков работы с ИИ или с наукой о данных, находятся за пределами ИТ.

На стороне вендоров все еще существуют цифровые гиганты, но они конкурируют со многими более мелкими поставщиками или даже с поставщиками из партнерских экосистем более крупных вендоров.

По словам Карамузис, это приводит к изменению подхода организаций к покупке технологий. Ранее предприятия уже перешли от покупки продуктов к покупке решений — комбинации продуктов и услуг. Эти продукты и решения приобретались последовательно. Но это больше не работает, потому что теперь необходимо принимать от четырех до десяти решений о покупке одновременно, чтобы обеспечить рост различных цифровых бизнес-инициатив. Это часть нового способа, которым организации покупают; они покупают «результаты», пояснила она.

Эти изменения подтолкнули организации к использованию публичного облака, в результате чего предприятия и вся мировая экономика все больше зависят от услуг, предоставляемых через Интернет. По словам вице-президента Gartner Джея Хайзера, наиболее важные из этих услуг предоставляются непосредственно облачными провайдерами-гиперскейлерами или на их платформах.

«По мере того, как все становится цифровым, практически все аспекты общества и экономики будут зависеть от функционирования в реальном времени небольшого числа публичных облачных сервисов», — считает Хайзер. По его мнению, потенциальный сбой гиперскейлера — это классическое событие с высокой степенью воздействия и низкой частотой.

«Надежность и безопасность облачных провайдеров остаются неприемлемо непрозрачными, — сказал Хайзер. — Тем не менее у нас есть все основания полагать, что большинство из них активно и успешно решают эти задачи».

По его словам, ИТ-руководители, стремящиеся минимизировать организационные риски от использования публичного облака, могут сосредоточиться на таких областях, как контроль перерасхода средств, программные риски, риск способностей и технический долг, инциденты безопасности, а также сложности с соблюдением требований и аудитом.