Что ждет предприятия дальше, после двух лет стремительных перемен? Портал InformationWeek приводит пять главных прогнозов Forrester Research относительно перспектив искусственного интеллекта, а также автоматизации в 2022 г.

Возможно вы уже подумали, что можно вернуться к нормальной жизни — но готовы ли вы ко второму раунду?

«Впереди большие перемены, — говорит вице-президент Forrester Брэндон Перселл. — Многие изменения будут вызваны тем, что произошло за последние два года. Темпы изменений будут очень быстрые. Произойдут довольно серьезные вещи».

Что ждет искусственный интеллект

Согласно Forrester, одним из важных изменений станет то, что в 2022 г. рынок решений в области ответственного ИИ удвоится. По словам Перселла, к ним относятся технологии, которые помогают обеспечить соответствие ИИ этическим требованиям, его объяснимость, справедливость и соблюдение конфиденциальности.

Регулирование является частью того, что движет этими изменениями. Общественное мнение также является одним из факторов. По словам Перселла, потребители обращают внимание на заголовки новостей.

Работа в этой области может сочетаться с усилиями по управлению ИИ, и организации будут обращаться к MLOps и modelOps, которые со временем помогут управлять, контролировать и управлять системами искусственного интеллекта.

«Внедрение этих технологий ускорило то, что когда случилась пандемия, поведение людей изменилось в одночасье, — говорит Перселл. — Любые модели, построенные на предыдущем поведении, уже не годились. MLOps — это дисциплина, которая помогает определить, когда модели перестают быть эффективными». По его словам, несколько поставщиков, включая Microsoft, Google и DataRobot, уже встроили эту возможность в свои технологии.

Ниже перечислены другие прогнозы Forrester относительно ИИ на следующий год и далее.

Каждая пятая организация удвоит усилия по внедрению «внутреннего ИИ» для повышения готовности к работе в режиме реального времени. Forrester определяет этот «внутренний ИИ» как ИИ, встроенный в основу всего — от архитектуры до операций. Традиционные предприятия перезапустят себя в качестве платформенных компаний. Forrester отмечает, что эти возможности позволят предлагать клиентам такие вещи, как виртуальный медицинский уход от американских аптечных сетей CVS и Walgreens и цифровые бариста от Nestle Nespresso.

Целые 15% нетехнологических компаний включат в ИИ-команды специалистов по проектированию и тестированию. По мнению Forrester, все больше брендов будут обращаться к подобной практике разработки ПО и дизайна опыта для создания продуктов и приложений, пронизанных ИИ.

Компьютерное 3D-зрение сделает метавселенную предприятия реальностью. По мнению Forrester, метавселенная (metaverse) — конвергенция физического и цифрового — быстро становится следующей технологической причудой. Аналитики отмечают, что Facebook, Roblox и Tencent уже сделали большие ставки в этой области. Недавно Microsoft также анонсировала metaverse-компонент в своем ПО для совместной работы Teams.

По мнению Forrester, пузырь потребительской метавселенной лопнет в 2022 г. из-за регулирования криптовалют и игр, недостаточной подключенности для взаимодействия в реальном времени и других ограничений. Между тем, корпоративные metaverse-решения будут двигаться по пути успешного раннего внедрения, помогая гибридным и распределенным рабочим группам объединяться.

Креативные ИИ-системы получат десятки патентов. Forrester отмечает, что Южная Африка выдала первый патент креативной ИИ-системе, известной как DABUS, хотя США и ЕС отклонили ту же заявку на основании того, что патенты могут получать только люди. Тем не менее, аналитики считают, что это первый шаг и что в 2022 г. творческим машинам будут выданы десятки патентов.

Что ждет автоматизацию

По словам вице-президента Forrester Крейга Ле Клера, главный прогноз в области автоматизации является ответом на то, что многие называют «Великим увольнением» и нехваткой работников. Аналитики ожидают, что 35% сервисных компаний внедрят физических роботов-работников. В частности, в 2022 г. значительно ускорятся инвестиции в автоматизацию сервисных работников для самообслуживания клиентов, ухода за территорией, роботизированной доставки, приготовления пищи, видеонаблюдения и уборки помещений, что изменит ландшафт рынка низкоквалифицированного сервисного персонала.

Ниже приводятся другие прогнозы компании Forrester в области автоматизации на 2022 г. и далее.

5% компаний из списка Fortune 500 внедрят «ткань» автоматизации для стимулирования инноваций. «Компании с передовыми программами автоматизации не просто победят конкурентов, а уничтожат их, — заявляют аналитики Forrester. — Чтобы достичь этого состояния, предприятия должны определить „ткань“ автоматизации — основу для создания, оркестровки и управления гибридной рабочей силой из людей и цифровых работников, которая объединяет компоненты автоматизации на основе ИИ и традиционной автоматизации, а также проактивную программу для реализации инноваций». Forrester отмечает, что такие компании, как Unilever и Amazon, уже имеют долгосрочные и устойчивые программы автоматизации, которые обеспечивают инновации, а не просто сокращение расходов.

Продвижение автоматизации подтолкнет 15% предприятий к мониторингу психологического состояния сотрудников. Forrester предупреждает, что новаторы в области автоматизации должны учитывать ее психологическое воздействие на сотрудников. Игнорирование этого влияния может затруднить или свести на нет усилия по автоматизации, считают аналитики.

Новые участники и конвергенция платформ сдержат рост рынка RPA на 10%. За последние несколько лет на этом рынке наблюдался здоровый рост, но сейчас уже доступно множество инструментов как от специализированных игроков, таких как UiPath и AA, Blue Prism от Tibco, так и от поставщиков корпоративных облачных приложений, таких как Salesforce и ServiceNow, которые добавили RPA в свои предложения. По данным Forrester, в 2022 г. на рынок автоматизации процессов ворвутся новые ИИ-поставщики, такие как Arago и Amelia, которые займут не менее 10% нового рынка. Впервые предприятия смогут приобрести комплексные платформы для автоматизации бизнеса, включающие в себя анализ задач и процессов, RPA, DPA, механизм принятия решений, возможности low-code/no code и функции тестирования автоматизации.

15% специалистов центров компетенций (COE) по автоматизации расширят сферу своей деятельности, включив в нее ИИ-инициативы. Forrester отмечает, что первое поколение таких COE было тактическим и строилось вокруг RPA. Следующее поколение потребует от компаний адаптивности, креативности и устойчивости, а также сбалансированного внимания к тактическим и стратегическим технологиям. Организациям необходимо будет сократить свои портфели избыточности, технического долга и нестратегических возможностей.