Если о программно-определяемых сетях и системах хранения вы уже наверняка слышали, то возможно вас не удивит и новость о том, что фонд Eclipse Foundation создал новую рабочую группу, которая работает над тем, чтобы представить миру программно-определяемый автомобиль, сообщает портал The New Stack.

Работая совместно с Bosch, Blackberry, Microsoft, Red Hat, SUSE и другими представителями автомобильной промышленности и индустрии ПО, Eclipse Foundation выпустил призыв к действию для дальнейшего определения программно-определяемого транспортного средства и объединения OEM-производителей автомобильного оборудования под вендоро-нейтральной крышей.

«Цель состоит в том, чтобы продемонстрировать, что здесь есть реальная технология и реальный импульс, и работать с OEM-производителями, чтобы привлечь как можно большее их число, — сказал Майк Милинкович, исполнительный директор Eclipse Foundation. — Автомобильная промышленность исторически не очень хорошо справляется с созданием мультивендорных коллабораций с участием ведущих OEM-производителей. Как правило, в отраслевых инициативах участвует один OEM-производитель, а затем к нему присоединяются все остальные участники цепочки создания ценности. Чтобы наш проект был успешным, в конечном итоге нам нужно отслеживать гораздо больший спектр основных производителей, потому что автомобильный сектор, если он позволит себе быть раздробленным с точки зрения ПО, окажется в тяжелом положении».

Экосистема Open Source

Согласно заявлению Фонда, конечной целью рабочей группы будет создание независимой от вендоров экосистемы Open Source, «ориентированной на создание фундамента для новой эры в разработке ПО для автомобилей», которая будет включать не только само ПО, но и методы его развертывания, конфигурирования и мониторинга безопасным и надежным образом.

Автомобили становятся все более сложными, и ожидается, что они станут «чем-то вроде серверов на колесах, использующих технологии гипервизора для разделения компонентов ПО, отвечающих за функциональную безопасность (включая такие вещи, как улучшенные передовые системы вождения и, в конечном итоге, автономные системы вождения) от более потребительской электронной части автомобиля с такими вещами, как радио, музыка, навигация и т. п.», — отметил Милинкович.

В настоящее время многие автомобили содержат разнообразные встроенные блоки управления (ЭБУ), которые выполняют специализированные функции. Однако тенденция заключается в переходе к более крупным, мощным и централизованным компьютерам, которые будут совместно использоваться с помощью виртуализации точно так же, как и другие программно-определяемые аппаратные средства.

«Поскольку в автомобилях начинает применяться новое поколение аппаратных архитектур, необходима новая программная архитектура, которая будет их поддерживать, — говорит Милинкович. — Отсюда и появление понятия программно-определяемого транспортного средства, которое действительно является движущей силой попытки создать общую программную платформу для всех элементов автомобильной цепочки создания ценности для построения широкой экосистемы вокруг автомобилей».

Конечной целью рабочей группы будет создание «стека с открытым исходным кодом для выполнения приложений в автомобиле, облачных операций, а также высоко интегрированных средств разработки», что позволит производителям автомобилей сосредоточиться на дифференцирующих характеристиках, а не на таких вещах, как ОС и промежуточное ПО.

Выгода для потребителей

Майкл Плагге, директор по развитию экосистемы в Eclipse Foundation, объяснил, что программно-определяемый автомобиль принесет пользу не только OEM-производителям, но и потребителям, которые смогут обновлять ПО своего автомобиля недоступными в настоящее время способами.

«Добавление функций путем добавления ПО — это то, чего не было в прошлом, — сказал он. — Раньше автомобили, после того как они были произведены и проданы покупателю, не менялись. Может быть, вы получали обновления ПО для решения мелких проблем, но дополнительных функций обычно не было. В будущем мы увидим, что функции будут приходить с обновлениями ПО, или вы даже сможете покупать какие-то функции на выходные».

В настоящее время многие потребительские приложения предоставляются смартфонами, но не автомобильными системами, поэтому Милинкович подчеркивает необходимость для OEM-производителей объединиться для создания единой платформы, чтобы иметь возможность конкурировать.

«В какой степени будущее автомобильных приложений будет связано с мобильным телефоном, а в какой — с экосистемой, предназначенной для автомобильной промышленности, пока неясно, — сказал он. — Если автомобильный сектор не соберется вместе и не сформирует единую автомобильную платформу, то он обречен на провал. Если они попытаются создавать отдельную автомобильную экосистему для каждой автомобильной компании, то в расчете на единицу продукции будут отставать по крайней мере на один или два порядка от того объема, который можно получить в смартфонах».