Среди выделенных порталом eWeek преимуществ цифровой трансформации — повышение производительности труда сотрудников на основе эффективного использования аналитики данных, искусственного интеллекта и других новых технологий.

Преимущества цифровой трансформации вытекают из сочетания двух ее ключевых составляющих — технологий и людей. Очевидно, что именно технологические достижения — большие скачки в облачных вычислениях, аналитике данных, периферийных вычислениях и ИИ — делают цифровую трансформацию возможной. С другой стороны, часто можно услышать, что «цифровая трансформация — это люди, а не технологии».

Однако в наиболее продвинутом виде цифровая трансформация связана не с людьми или технологиями, а с отношениями между людьми и технологиями. Когда эти две мощные сущности объединяются в рамках единой стратегии, компания получает значительные преимущества в производительности, которые ни один из элементов не может обеспечить сам по себе.

Действительно, преимуществ цифровой трансформации огромное количество — можно насчитать дюжину или более. Но мы рассмотрим четыре основных. Именно эти четыре преимущества симбиотической связи между людьми и технологиями преобразуют бизнес.

При изучении этих основных преимуществ следует помнить: цифровая трансформация — это очень динамичный процесс. В настоящее время основополагающими технологиями являются данные, ИИ и облако, но в будущем ими могут стать метавселенная, 5G и квантовые вычисления. Технологии меняются, но основным принципом остается повышение производительности.

Данные становятся основным конкурентным преимуществом

В основе цифровой трансформации, которая определяется взаимоотношениями между людьми и технологиями, лежат добыча знаний и аналитика данных. Именно постоянный и эффективный анализ данных отслеживает и преобразует все важные отношения между людьми и технологиями.

В последние несколько лет компании активно внедряют аналитику данных, однако большинство из них — даже современные нативно-облачные — страдают от множества проблем в эту раннюю эпоху массового внедрения аналитики. Например, по оценкам экспертов, как-либо анализируется лишь ограниченный процент данных (менее 40%), что означает, что важные инсайты упускаются.

В то же время стратегия цифровой трансформации фокусируется на оптимальном использовании данных, что позволяет получить следующие преимущества.

Данные больше не изолированы. При устранении изолированности данных ключевые показатели легко перетекают из одного отдела в другой, обеспечивая их динамичное сотрудничество. Например, когда отдел продаж понимает все важные показатели, полученные от отдела развития бизнеса, это дает конкурентный синергетический эффект. Организация превращается в единую совместную структуру, нацеленную на успех.

Аналитика данных настроена на масштабирование. Во многих компаниях платформы данных ориентированы на обслуживание только сегодняшних потребностей, без встроенного потенциала для масштабирования по мере необходимости. Хорошо спланированная практика цифровой трансформации гарантирует, что инфраструктура анализа данных является гибкой и постоянно масштабируемой; если бизнес растет на 5 или 20% в год, аналитическая платформа легко масштабируется.

Решения основаны на метриках, а не на инстинктах. Сильной стороной предпринимательской системы является то, что бизнес создается одним или несколькими людьми с природным даром понимания рынков. Однако с ростом конкуренции на рынках управление бизнесом на основе «чутья» становится ограниченным. Проведение цифровой трансформации позволяет использовать систему регулярно планируемых показателей для принятия бизнес-решений, основанных на фактическом направлении изменения рынка, а не на причудах или настроении.

Стратегия цифровой трансформации внедряет сложную практику анализа данных во всей организации, в руководстве, в различных отделах и на всех уровнях организационной структуры. Интеллектуальные показатели, полученные в результате такой практики, позволяют принимать умные, быстрые и гибкие решения. Важно наличие в компании директора по данным (CDO); даже в малом и среднем бизнесе есть специалист, выполняющий эту роль, возможно, не имеющий титула руководителя.

ИИ становится ключевым членом команды

Несмотря на то, что ИИ все еще находится в зачаточном состоянии, он быстро становится все более практически применимым. Это дает компаниям, инвестирующим в цифровую трансформацию, возможность воспользоваться самым новым потенциалом ИИ — способностью систем обучаться и развиваться без помощи человека. Концепция «умной машины» является центральным столпом цифровой трансформации.

Эта технология самообучения означает, что результаты работы наборов инструментов/платформ ИИ — уже в ближайшие годы — будут напоминать результаты работы людей. Развертывания AIOps станут уже не просто системами поддержки, а независимыми командами, которые будут создавать и выполнять новые и важные бизнес-задачи, постоянно сканировать бизнес и его инфраструктуру в поисках областей для улучшения и значительно повышать вовлеченность клиентов.

Вся эта деятельность на основе ИИ, как ни парадоксально, повысит ценность человеческого персонала. Люди будут освобождены от рутины для работы на высшем уровне, требующей суждений и творческого подхода, которые максимально повышают их ценность.

Укрепление отношений с клиентами

Одной из основ цифровой трансформации является оптимальное использование социальных медиа. Проблема здесь заключается в том, что в социальных медиа нет четкой границы между продвижением и коммуникацией. Некоторые компании используют социальные сети исключительно в качестве рекламной площадки, постоянно публикуя информацию о предложениях по продажам. Это может принести прибыль, но разумная стратегия цифровой трансформации превращает социальные медиа в коммуникационную систему, платформу для диалога с клиентами.

Почему это важно? Потому что самая большая польза от цифровой трансформации — это улучшение отношений с клиентами. Эта истина часто теряется на фоне сосредоточенности на замечательных передовых технологиях, которые лежат в основе этой развивающейся тенденции.

Социальные медиа являются убедительным каналом для развития этих отношений с клиентами, для обеспечения их вовлеченности и долгосрочной лояльности к бренду. Наибольшую выгоду от этой практики можно получить, если сосредоточиться на создании сообществ, а не просто на массовых публикациях, предлагать материалы, которые служат интересам аудитории, в дополнение к предложениям о продаже и постоянно отвечать на сообщения клиентов в режиме реального времени.

Использование социальных медиа в контексте цифровой трансформации превращает клиентов из источника аналитической информации — их клики на графиках — в ведущую заинтересованную сторону за столом переговоров. Ни одно решение не принимается без использования аналитики, позволяющей заглянуть в суть необработанных показателей, вникнуть в интенсивность и истинную суть их голосов.

Демократизация технологий

Из всех преимуществ, которые дает цифровая трансформация, именно демократизация технологий повысит производительность труда самого широкого круга сотрудников. Это громоздкое словосочетание означает возможность использования передовых технологий людьми всех уровней технической подготовки, а не только ИТ-специалистами.

Концепции, определяющие демократизацию технологий, настолько схожи с концепциями цифровой трансформации, что эти две идеи практически являются синонимами. В основе обеих идей лежит совершенствование систем на всех уровнях бизнеса, для всех сотрудников и всех отделов.

В частности, вот примеры того, как демократизация технологий в рамках цифровой трансформации повышает производительность труда персонала.

Упрощенный пользовательский интерфейс. Даже для сложных корпоративных приложений в последние несколько лет наблюдается тенденция к тому, чтобы сделать пользовательский интерфейс как можно более интуитивно понятным. Ни в одном секторе эти усилия не проявляются так ярко — и нет более сильной конкуренции между поставщиками — как в платформах для анализа данных. Традиционно аналитические платформы требовали знаний в области науки о данных, и многие из них до сих пор таковыми являются. Но по мере демократизации технологий платформы для анализа данных предлагают приборные панели, упрощенные до такого уровня, что любой офисный сотрудник может запросить базу данных и получить быстрые ответы.

No-Code/Low-Code. Платформы разработки ПО без кодирования или с минимальным кодированием позволяют нетехническому персоналу создавать и обновлять программные приложения. Открывая доступ к разработке ПО для неразработчиков, эта тенденция способствует качественному скачку в количестве и креативности разрабатываемых приложений и обновлений. Это также высвобождает квалифицированных разработчиков для более сложной работы, что создает еще одно преимущество в производительности. Эта тенденция быстро развивается: по прогнозам Gartner, в период с 2020 по 2021 гг. рынок Low-code/No-code вырастет на 23%.

RPA. Платформы роботизации процессов позволяют нетехническому персоналу создавать автоматизированные системы для выполнения офисного документооборота и других бизнес-задач. Это значительный отход от прошлого, когда для автоматизации кодирования требовались команды специалистов по анализу данных и программистов. Более того, пока боты RPA выполняют низкоуровневую работу, сотрудники могут сосредоточить свои умственные усилия и опыт на более важных бизнес-задачах.

NLP. Обработка естественного языка позволяет сотрудникам и клиентам с любым уровнем технической подготовки просто разговаривать с компьютерными системами, без знания сложного кодирования. Это революционный шаг в отношениях между человеком и компьютером. Несколько слов на разговорном языке от, скажем, бизнес-аналитика могут запустить опрос базы данных, запросить изменение в программе или запустить новый алгоритм.

Чистый эффект всей этой демократизации заключается в том, что сила технологии оказывается децентрализована. Этим и впечатляет цифровая трансформация: открывая доступ к высоким технологиям всем сотрудникам, компании раскрывают потенциал инноваций в геометрической прогрессии. Все больше сотрудников могут экспериментировать, внедрять инновации и вносить свой вклад. В итоге, поскольку демократизация технологий способствует цифровой трансформации, вся компания получает возможность проводить позитивные изменения.