Развитие медтех-решений ускорилось — они охватывают все большее количество направлений и работают с огромными объемами данных. Кроме того, меняются ожидания пользователей. UX/UI-специалисты и разработчики медтех-систем оказываются перед непростой задачей — создать человекоцентричный и интуитивно понятный интерфейс для сложных и объемных решений. Рассмотрим основные принципы проектирования различных медицинских систем.

Сегодня медтех-рынок включает несколько классов решений — это, например, электронные интегрированные медицинские карты, медицинские информационные системы для учреждений здравоохранения, аналитические решения и мобильные приложения.

В зависимости от того, к какому из них принадлежит конкретная разработка, для проектирования ее UX/UI-дизайна применяются разные подходы. Однако в каждом случае важно прежде всего сформировать правильную бизнес-логику работы решения. Она неразрывно связана с нормативной документацией, на основе которой работает медицинская организация, а также с процессами маршрутизации пациентов внутри региона. Понять, как будет выглядеть интерфейс системы — разработанной для конкретного региона или для отдельного медицинского учреждения — возможно только при полном погружении в предметную область, которую она охватывает.

Еще одно отличие, объединяющее медицинские системы, состоит в том, что, работая над ними, нет необходимости гнаться за трендами и заниматься «украшательством». При создании продуктов для отрасли здравоохранения лучше всего максимально упрощать интерфейсы, чтобы с решением могли работать пользователям с любым уровнем ИТ-навыков.

Теперь рассмотрим особенности UX/UI-дизайна разных классов медтех-решений более подробно.

Интегрированная электронная медицинская карта

Региональный сервис ИЭМК выступает в качестве витрины данных для агрегации и отображения врачам информации о заболеваниях пациента. Главным принципом при визуализации этих данных становится очень компактное расположение для максимальной информативности и сокращения времени на их изучение. В основном используются такие приемы, как игра с размером шрифтов, метод группировки и использование нестандартных экранных форм. Размер шрифта зависит от степени значимости показателей. Для выделения ключевых параметров могут использоваться картинки, иконки или стилизованные рисунки органов человека. Нестандартные экранные формы помогают пользователю обратить внимание на элемент системы, важный для него с точки зрения потребления информации.

Специализированные централизованные региональные информационные системы

Если мы говорим про специализированные региональные подсистемы, которые функционируют для всех медицинских учреждений субъекта, то здесь прежде всего встает вопрос о бизнес-процессах оказания медицинской помощи. Важно, чтобы система отвечала задачам медицинских организаций и гармонично встраивалась в повседневную работу специалистов медучреждения.

Интерфейсы специализированных подсистем проектируются с учетом достаточно длительной зрительной нагрузки пользователей — их дизайн должен быть максимально спокойным и сдержанным. Работа с такой подсистемой не должна требовать длительного обучения, а интерфейс должен быть простым, чтобы специалист мог быстро разобраться в функциях и сценариях использования.

Надо отметить, что в этом классе систем есть некоторая проблема, с которой могут столкнуться пользователи. Интерфейс специализированных подсистем у разработчиков может быть кардинально разным для разных медицинских профилей — если взглянуть на несколько решений одновременно, с первого взгляда не всегда понятно, что они принадлежат к одному классу решений. При этом часто бывает, что одни и те же врачи должны иметь доступ в подсистемы разных профилей. К сожалению, в медицинских организациях не всегда хватает ресурсов на ознакомление новых специалистов с информационными системами, однако такая практика уже есть в частной медицине.

У себя мы решили эту проблему, реализовав четыре профиля подсистем на одной платформе, с едиными компонентами и интерфейсами.

Рынок информационных систем в здравоохранении остается высококонкурентным — для разработчиков это становится драйвером развития и ведет к созданию максимально удобных интерфейсов и проектированию в них таких процессов, которые повышают эффективность работы пользователей.

Аналитические решения

При разработке аналитических решений для задач здравоохранения компании, как правило, ориентируются на последние тенденции в области визуализации: их задают мировые лидеры в области BI — например, Tableau и Microsoft.

Здесь медицина практически не отличается от других сфер. Мы визуализируем данные при помощи стандартных, привычных для любого человека виджетов: например, диаграмму Sankey для визуализации движения потоков пациентов через медицинские организации. Tree map является самой популярной диаграммой для визуализации торгов на бирже: она публикуется во время открытия торгов и показывает направление движения рынка по секторам. У нас Tree map прекрасно работает как инструмент для визуализации наиболее часто встречающихся злокачественных новообразований (ЗНО). Размер квадрата в этой диаграмме соответствует распространенности того или иного ЗНО в регионе.

Мобильные приложения

Мобильные приложения помогают пользователям получать какие-либо услуги, связанные с заботой о здоровье. Это могут быть опросники, анкеты или приложения, которые интегрированы с «умными» гаджетами. Например, с глюкометром, который измеряет уровень глюкозы в крови, или пульсоксиметром, который определяет уровень сатурации и частоту сердечных сокращений.

Здесь нет каких-то сверхсложных задач для UI/UX-дизайнера, потому что зачастую такие приложения решают одну конкретную задачу. Соответственно, чем проще будет их интерфейс, тем пользователю будет удобнее с ними взаимодействовать. Все оставшиеся функции обычно переносятся в настройки приложения, с которыми пользователь взаимодействует обычно один раз при запуске гаджета.

Сейчас лидеры рынка стремятся к тому, чтобы привести все продукты к единой дизайн-системе, чтобы специалисты из отрасли здравоохранения могли прекрасно ориентироваться в разных модулях и решениях. Важно, чтобы разные типы заказчиков (например, врач и сотрудник Минздрава) могли найти что-то общее в разных интерфейсах и понять, как системы работают. На наш взгляд, это важно и для других участников рынка — формирование минимального набора правил по оформлению интерфейсов систем для всех компаний-разработчиков значительно повысит уровень удобства для пользователей. Здесь большую роль может сыграть вовлеченность медицинского сообщества, экспертиза и опыт которого станут отправной точкой в выработке этих правил.

Олег Дьяков, дизайнер интерфейсов “ТехЛАБ”