Одно из обновлений федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», являющегося частью нацпрограммы «Цифровая экономика», состоит в том, что теперь он предусматривает создание «цифровых кафедр» в ряде высших учебных заведений, не осуществляющих подготовку ИТ-специалистов.

Как нам рассказал во время декабрьской конференции РУССОФТ «Перезагрузка трендов в сфере ИТ-образования» координатор рабочей группы «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Игорь Кузора, к настоящему времени свыше ста вузов-участников программы «Приоритет-2030» получили финансирование для обучения студентов непрофильных направлений в области создания алгоритмов и программ, пригодных для практического применения. Финансирование этой деятельности частично будет осуществляться за счет средств, выделенных на реализацию ФП «Кадры для цифровой экономики». Студенты, прошедшие это обучение и сдавшие соответствующие экзамены, получат удостоверения о дополнительном образовании. Со следующего года планируется расширение данного формата — студенты по итогам обучения будут получать вторую квалификацию в сфере ИТ, дополнительно к квалификации по основной специальности. Из госбюджета РФ на данный проект запланировано дополнительное финансирование.

Обучение на цифровых кафедрах будет добровольным. Предполагается, что помощь в формировании преподавательских коллективов этих кафедр окажут ИТ-компании, сотрудники которых имеют опыт взаимодействия с кафедрами вузов, осуществляющих подготовку ИТ-специалистов. Из числа участников конференции РУССОФТ заинтересованность высказали представители «1С», Auriga, Huawei и других компаний.

По словам директора «1С» и руководителя Комитета АПКИТ по образованию Бориса Нуралиева, цифровые кафедры — это способ получения дополнительной квалификации людьми, чье основное образование не относится к ИТ-специальностям. «Из таких людей и получаются бесценные специалисты: они одновременно и понимают предметную область, и умеют программировать. Наконец, очень полезной вещью для решения проблемы представляется стартовавший в декабре этого года „ЦифрOбраз“. Это совместный проект АПКИТ и АНО „Цифровая экономика“, в результате которого должна быть создана платформа, через которую компании и вузы смогут найти друг друга», — отметил он.

Приветствует инициативу по созданию цифровых кафедр и генеральный директор «Ауриги» Вячеслав Ванюлин. «Я считаю, что основам программирования надо обучать со школы, как английскому языку. Все большее проникновение ИТ в области медицины, биологии, физики и даже гуманитарных наук, приводит к растущей востребованности в профильных специалистах, которые имеют представление о программировании и ИТ. Такие специалисты будут полезны на стороне заказчика, так как они смогут более активно участвовать в формулировке технических требований и более предметно оценивать соответствие разработанного ПО поставленным задачам. В то же время, программисты с профильным образованием в естественных науках могут быстрее находить общий язык с заказчиком, выходя за рамки простого кодирования согласно техзаданию, на уровень партнерства с клиентом и помощи в решении его бизнес-задач», — пояснил он.

Что же касается вузов, осуществляющих подготовку ИТ-специалистов, то по словам Бориса Нуралиева госбюджетный приема бакалавриата и специалитета в 2022/2023-м учебном году по «классическим» ИТ-направлениям составит 74 388 студентов.

Источник: Комитет АПКИТ по образованию, декабрь 2021 г.

В дальнейшем число студентов, принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета в сфере ИТ за счет бюджета будет нарастать: 100 тыс. в 2023/2024-м учебном году и 120 тыс. — в 2024/2025-м.
Источник: Комитет АПКИТ по образованию, декабрь 2021 г.

Есть и другие инициативы. Так, в декабре Минцифры сообщило о запуске общедоступного сервиса независимой оценки компетенций цифровой экономики готовкцифре.рф, созданного в рамках ФП «Кадры для цифровой экономики». Пройти комплексное тестирование и определить вектор для дальнейшего развития цифровых компетенций можно по пяти основным направлениям: цифровые устройства и сети, цифровая безопасность, коммуникации и сотрудничество, работа с информацией и цифровым контентом, цифровая личность. Тесты разработаны Ассоциацией электронных коммуникаций совместно с Университетом 2035. Информация о пройденных диагностиках будет автоматически сохраняться в личном кабинете гражданина на платформе Университета 2035. В перспективе результаты тестирования могут стать основой для персонального профиля компетенций и способствовать построению траекторий профессионального и личностного развития.