Благодаря многочисленным технологиям цифровой трансформации экономика переходит к модели, ориентированной на ПО, что имеет далеко идущие последствия, пишет на портале eWeek Бернард Голден, исполнительный технический советник VMware.

В конце каждого года я провожу некоторое время, размышляя о том, куда двинется экосистема ПО в следующем году. В течение последнего десятилетия это означало сосредоточение на облачных вычислениях, поскольку они долгое время были доминирующей тенденцией в области ПО. Однако прошедший год (и 2020-й тоже) был совершенно иным — конечно, под влиянием COVID-19. Пандемия и ее влияние на здоровье, рабочие практики и модели потребления существенно изменили роль технологий. И, на мой взгляд, навсегда изменили то, как технологии будут использоваться в обществе и экономике в будущем.

Вот пять тенденций в технологической отрасли, на которые следует обратить внимание в 2022 г.

1. Цифровая трансформация стимулирует производство чипов и ПО

Клише о том, что COVID-19 ускорил цифровую трансформацию, сжав 10 лет роста в один год, содержит глубокую истину — экономика переходит на программно-ориентированную модель.

Это наглядно продемонстрировали все меры, принятые организациями в ответ на перемещение значительной части рабочей силы из офиса домой. Очевидными бенефициарами этого стали компании по организации видеоконференций и виртуальных мероприятий. В выигрыше также оказались продуктовые сети, чьи доходы резко возросли, поскольку люди перестали ходить в рестораны; многие из этих сетей разработали новые приложения для поддержки огромного объема онлайн-заказов, доставки и самовывоза. Все эти примеры показывают, что ПО стало ключевым фактором бизнес-процессов.

Однако цифровая трансформация выходит далеко за рамки онлайн-взаимодействия, поддерживающего аналоговые транзакции. ПО теперь помещается в физические продукты, превращая их в программно-ориентированные устройства, функциональность которых определяется цифровым взаимодействием.

Ничто так не иллюстрирует превращение физических продуктов в цифровые предложения, как автомобильная промышленность. После локдаунов 2020 г. покупатели автомобилей вышли в 2021 г. на рынок и столкнулись с проблемой низкой доступности, вызванной нехваткой критически важных чипов.

Для Ford это оказалось настолько болезненно, что компания заключила стратегическое партнерство с Global Foundries для обеспечения доступности в будущем. Это знаменует собой значительный сдвиг для компании, которая, как и большинство автопроизводителей, раньше относилась к закупкам чипов как к малозначимой деятельности, которую лучше всего осуществлять в рамках простых отношений покупатель-поставщик.

Дефицит микросхем подчеркивает, что автомобили теперь зависят от цифровой обработки данных — от управления двигателем и реакции подвески до взаимодействия с пользователем. Все эти и еще сотни других функций требуют наличия микросхем, а также ПО, потому что, в конце концов, чипы полезны лишь постольку, поскольку они позволяют работать приложениям, управляющим всеми этими функциями. В свою очередь это означает, что написание ПО становится важнейшим фактором конкурентоспособности автопроизводителя в следующем десятилетии.

Автомобильная промышленность — один из ярких примеров того, как ПО играет центральную роль в продуктах, но этот сдвиг происходит в каждой отрасли. 2021-й представляет собой точку перегиба S-кривой цифровой трансформации, которая предвещает резкий рост и увеличение влияния новых технологий.

Независимо от того, заменяет ли ПО продукты, дополняет или наполняет их, каждая компания должна решить, как она будет осуществлять цифровую трансформацию. Важность этого вопроса невозможно переоценить: в скором времени этот вопрос станет для компаний экзистенциальным, и неспособность решить его правильно означает туманное бизнес-будущее.

2. Приложения становятся динамичными

Новая порода цифровых приложений нарушает все положения, лежащие в основе традиционных приложений: считалось, что они работают в условиях предсказуемой нагрузки, ограниченного числа пользователей, хорошо понятных требований к масштабу инфраструктуры и надежности оборудования.

Приложения, ориентированные на цифровые технологии, могут испытывать сильно меняющиеся нагрузки, вызванные непредсказуемыми моделями использования и еще более непредсказуемым контингентом пользователей. McKinsey приводит пример сети ресторанов быстрого обслуживания, в которой количество онлайн-заказов в пандемию выросло с 50 000 до 400 000 в день.

В связи с этим трудно предсказать, какой объем инфраструктуры потребуется для поддержания доступности и производительности приложений, что в свою очередь требует возможности быстро добавлять и убирать вычислительные ресурсы.

Все это означает, что большинство унаследованных процессов разработки и эксплуатации приложений устарели. Они были созданы для мира предсказуемости и рационирования инфраструктуры, и навязывание тяжеловесных процессов доступа к инфраструктуре рассматривалось как характерная особенность, а не ошибка.

Наконец, все эти требования к приложениям, ориентированным на цифровые технологии, означают, что они будут развернуты в инфраструктурных средах, которые способны их поддерживать, т.е. в публичных облачных средах. Это разрушает любые представления о надежности инфраструктуры, поскольку, как отметил технический директор одного из облачных провайдеров, «все и всегда выходит из строя».

В итоге, цифровая трансформация в характеристиках приложений вынуждает переходить на облачные технологии, что подразумевает внедрение нативных облачных практик.

Для предприятий это означает, что они должны перенять практики нативно-облачных компаний, такие как частое обновление приложений, автоматизация процессов и отказоустойчивость за счет резервирования и простое восстановление после отказа. Ключевым вопросом для ИТ-служб предприятий станет повышение квалификации сотрудников, поскольку это потребует изменений в подборе и удержании персонала, выходящих далеко за рамки того, что есть в большинстве компаний, где ИТ-отдел традиционно считается малоэффективным центром затрат.

3. Продолжающийся поход гиперскейлеров за доходами

Мы наблюдаем колоссальный сдвиг в сторону цифровой трансформации, но каковы его вероятные последствия?

Одно из очевидных последствий заключается в том, что это приведет к росту облачных провайдеров-гиперскейлеров, поскольку де-факто местом развертывания нативных облачных приложений является публичная облачная среда.

По оценкам, общий адресный рынок (total addressable market, TAM) гиперскейлеров составляет от трех до пяти триллионов долларов. Однако такой TAM основан на текущих расходах традиционных ИТ-практик, которые развертывают приложения в локальных дата-центрах. Эти практики полны трений и требуют значительных предварительных капиталовложений, что сдерживает внедрение. Большинство организаций считают закупки инфраструктуры таким бременем, что стремятся использовать только самые очевидные и приоритетные сценарии использования. Все остальные варианты отходят на второй план, поскольку их обоснование требует слишком много усилий.

Типы приложений, характерные для цифровой трансформации, в прошлом не прошли бы проверку на «наиболее очевидные и приоритетные». Это были бы приложения с недоказанным потенциалом, а значит, в большинстве ИТ-организаций их сторонники сочли бы процесс обоснования слишком обременительным и отказались бы от их продвижения.

Современные изменения в облачных вычислениях повысили приоритет цифровой трансформации и увеличивают общий спрос на вычислительные ресурсы. Это приведет к увеличению спроса на облачную инфраструктуру намного больше, чем TAM вытеснения традиционной инфраструктуры. По оценкам, этот дополнительный спрос может удвоить общий доход от облачных вычислений — до порядка 10 трлн. долл.

4. Меняющаяся роль ИТ: управление бизнесом

Как было описано выше, традиционные ИТ отнесены к корпоративным затратам — расходам, которые необходимы, но не особенно связаны с успехом на рынке. Другими словами, в эту корзину попадает все, что не направлено на создание и продажу продуктов или услуг компании. Подход каждой компании к центрам затрат одинаков: тратить как можно меньше.

Однако ситуация будет существенно меняться по мере того, как все больше усилий каждой ИТ-организации будет сосредоточено на цифровых приложениях. Это связано с тем, что такие приложения напрямую взаимодействуют с клиентами или улучшают продукты, делая их более привлекательными для рынка. Они напрямую связаны с доходами и поэтому подлежат отнесению к совершенно иным категориям расходов.

Вопрос, задаваемый относительно приложений, ориентированных на цифровые технологии, звучит не «Сколько это будет стоить?», а «Сколько это принесет прибыли?». Применительно к тем приложениям, которые демонстрируют положительный вклад в доход или прибыль, вопрос будет заключаться в том, сколько нужно инвестировать и как быстро.

Изменение роли ИТ можно резюмировать фразой «работа ИТ меняется с поддержки бизнеса на управление бизнесом».

Для высшего ИТ-руководства это означает необходимость ряда действий:

  • более тесное сотрудничество с продуктовыми командами для обеспечения правильной цифровой функциональности в предложениях компании;
  • более тщательный анализ того, как пользователи на самом деле используют продукт, чтобы его можно было модифицировать для повышения вовлеченности клиентов и, соответственно, доходов;
  • повышенное внимание к отказоустойчивости приложений, чтобы уменьшить прерывание потока доходов.

По сути, ИТ-отдел должен превратиться из организации, выполняющей заказы, в организацию-партнера. Некоторые ИТ-руководители и организации совершат этот переход, и их материнские компании будут процветать; другие сочтут изменения слишком сложными, и их неудача отразится не только на них самих, но и повредит будущему их материнской компании.

5. Война за таланты переходит из теплой в горячую фазу

Борьба за технические таланты является актуальной темой на протяжении многих лет. ИТ-организации испытывают проблемы с набором технических специалистов, что сопровождается проблемами со сроками реализации проектов.

Несмотря на то, что это постоянная тема, в 2022 г. проблема найма и удержания квалифицированных специалистов обострится.

Очевидно, что одной из причин этого является рост потребностей в ИТ-персонале в связи с цифровой трансформацией. По мере того, как ПО заменяет, дополняет или вливается в рыночные предложения, растет необходимо писать, развертывать и управлять большим количеством ПО. Таким образом, одной из причин повышения градуса борьбы за таланты является расширение спроса на технологический персонал.

Однако есть и другие причины, по которым эта битва станет еще более жаркой.

Цифровые приложения требуют специфических навыков, еще более редких, чем общие ИТ-компетенции. Написание микросервисных приложений, спроектированных для обеспечения эластичности и отказоустойчивости, требует навыков, которыми обладает лишь небольшой процент от общего числа технических специалистов.

Поскольку спрос на приложения, ориентированные на цифровые технологии, растет на фоне низкого кадрового резерва, успешно набирать персонал в ту или иную технологическую организацию будет все труднее и труднее. Корпоративные ИТ-службы находятся в еще более невыгодном положении, учитывая их историческое нежелание повышать заработную плату для этой категории сотрудников.

Раньше ИТ-организации старой гвардии имели определенную географическую защиту в этой конкуренции. Например, если вы были региональной розничной компанией, то для вас конкуренция при найме человека с техническими навыками была относительно ниже, чем в крупном технологическом центре. Однако ситуация изменилась.

Одним из непредвиденных результатов COVID-19 стал рост удаленной работы; внезапно стало возможно устроиться на работу в ведущую компанию, использующую облачные технологии, и при этом с удовольствием проживать в глубинке. Хотя некоторые крупные технологические компании, такие как Google, разработали политику, направленную на то, чтобы побудить сотрудников вернуться в свои офисы, удаленная работа, похоже, останется.

Для тех компаний, которые ранее находились под географической защитой, это означает, что конкуренция за желаемых сотрудников расширилась и включает в себя гораздо более широкий круг компаний. И многие из этих компаний относятся к сотрудникам как к конкурентному преимуществу и без колебаний повышают их заработную плату.

Следовательно, можно легко предсказать, что доступ к талантам станет критической проблемой для всех технологических организаций, и компаниям придется приспосабливаться к новой реальности привлечения соискателей, которые имеют больше вариантов трудоустройства, чем когда-либо.

Будущее в двух словах: быстрее, еще быстрее

В 2022 г. в сфере ИТ произойдет больше изменений, чем за десятилетие, предшествовавшее появлению COVID. Благодаря стремительному росту внедрения технологий предприятиями, стремящимися реагировать на изменение демографических характеристик клиентов и предпочитаемых способов взаимодействия, ПО станет ключевой компетенцией каждой компании.

Последствия этих изменений будут масштабными. Каждая компания должна будет решить, насколько она готова перестроить свои предположения и планы в свете этих изменений. Игнорировать это невозможно — вопрос лишь в том, примет ли компания эти изменения или будет сопротивляться им.