Компании могут стать по-настоящему клиентоориентированными только с помощью цифровой и операционной трансформации, пишет на портале ZDNet Брайан Солис, евангелист глобальных инноваций Salesforce.

По мере того как мир будет открываться после пандемии, невероятная скорость цифрового роста, наблюдаемая с 2020 г., будет ослабевать. Появятся сообщения о том, что предприятия, которые в 2020-м стремились стать цифровыми, возвращаются в офлайн. Будут клиенты, предпочитающие проводить время онлайн, те, кому нравится взаимодействовать в реальном мире, и те, кто ищет гибридный опыт, где что-то новое возникает посередине. Самый верный способ роста в постпандемической экономике — это сосредоточение внимания на клиентах и понимание их поведения, предпочтений и ожиданий по мере изменения вкусов и тенденций.

Независимо от покупательских парадигм и платформ, в 2019-2022 гг. поведение, ориентированное на цифровые технологии, окончательно устоялось. В результате покупатели открыли для себя новые навыки экспериментирования и совершения открытий в отношении того, как они хотят взаимодействовать и получать обслуживание. И уже сейчас исследования показывают, что почти две трети (61%) потребителей планируют проводить онлайн больше времени, чем до пандемии. Это означает, что появление любого подобия новой или следующей нормы для клиентов вряд ли возможно. И компаниям надо избавиться от необходимости реагировать на все повороты и изменения по мере их возникновения.

Компании станут устойчивыми, организовав свою деятельность на основе данных о клиентах и их понимании. Придерживающиеся подхода «Customer 360» компании всегда будут идти в ногу с развитием рынка, а со временем смогут даже предвосхищать изменения.

Понимание клиента становится самым прямым путем к созданию инновационного потребительского опыта (CX) реального времени. Согласно новому отчету «Making Customer Experiences the Heart of the Enterprise» аналитической службы Harvard Business Review Analytics Services (HBRAS) в партнерстве с Salesforce, CX признан приоритетом номер один для трансформации бизнеса. Исследование также показало, что, как считают 88% руководителей, будущий успех бизнеса определяется наличием полного и последовательного представления о своих клиентах по всем каналам и платформам. Тем не менее, реальность такова, что лишь небольшая часть компаний по всему миру чувствует себя готовой к этому.

Отличный CX строится на двух ключевых столпах: понимание и вовлечение. Тем не менее, только 17% руководителей утверждают, что их организации либо превосходны как в понимании, так и в привлечении, либо превосходны в одном и хороши в другом. Более того, только 15% компаний утверждают, что у них есть единый (360°) взгляд на данные о клиентах и организационная структура, позволяющая использовать эти данные.

Ключ к истинной клиентоориентированности заключается не только в том, чтобы сформировать 360-градусное представление. Но и в том, чтобы организовать работу на основе данных, полученных в ходе всего клиентского пути, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие, когда оно имеет наибольшее значение для клиентов.

Путь к инновациям в сфере CX и адаптации к рынку начинается с централизации данных и операционных преобразований в области понимания и вовлечения. Это не одномоментный процесс, но он возможен при наличии правильных руководства, шагов и поддержки.

По моему опыту, при каждом общении, будь то с функциональными лидерами в сфере обслуживания, маркетинга, коммерции/продаж, инноваций, технологий или непосредственно с руководителями высшего звена и советами директоров, разговор неизбежно фокусируется на том, как проводить изменения. Меня часто спрашивают: «Каков наш следующий шаг?» или «С чего мы начнем?».

Исследование HBRAS вдохновило меня сформулировать серию шагов, которые позволят перевести критически важные функции из статуса удаленных операций в состояние истинной клиентоориентированности. Организациям необходим перекрывающийся межфункциональный подход, чтобы соединить «Customer 360» с пониманием, а затем соединить понимание с действенными процессами, которые способствуют эффективному взаимодействию с клиентами.

Вот восемь шагов, которые могут помочь вам создать компанию, объединенную с клиентом, где данные, понимание и вовлечение обеспечивают конкурентный клиентский опыт.

1. Слушайте своих клиентов

Внедрите в свой бизнес принцип «слушать клиента», чтобы собирать отзывы клиентов на каждом этапе их взаимодействия с брендом. Установите базовый уровень качества на основе ваших бизнес-целей и ожиданий ваших клиентов. Действуйте в соответствии с полученными инсайтами на межфункциональном уровне. Это так называемая функция «голос клиента».

2. Установите стандарт сквозного обслуживания клиентов

Что рассказывают ваши клиенты о своем опыте в исследованиях показателей их лояльности, удовлетворенности и пожизненной ценности? Соответствуют ли эти отзывы вашим стандартам или стандартам ваших клиентов?

Роб Гудман, вице-президент и руководитель CRM-программы в Pacific Life Insurance, напоминает руководителям, что клиенты основывают свои ожидания на своем опыте взаимодействия с другими компаниями в других отраслях, а не только с вашей: «Вы не можете довольствоваться только тем, что достаточно хорошо».

3. Создайте условия для преобразования данных в действенные инсайты, которые способствуют успеху клиентов

Для обеспечения единого клиентского опыта требуются всеобъемлющие данные. Для этого компаниям необходимо заключить социальные контракты с клиентами, поощряющие обмен данных на дополнительные преимущества. Постоянное получение данных о клиентах и укрепление доверия дает возможность применение глубоких знаний, которые позволяют постоянно совершенствовать и персонализировать их опыт. Использование и систематизация данных, извлечение значимых инсайтов и воплощение их в жизнь для обеспечения полезного, удобного и приятного опыта запускает маховик данных, который начинает вращаться и улучшать опыт клиентов.

Поэтому:

  • объедините источники данных о клиентах в целостную картину взаимодействия с ними и получаемых результатов;
  • создайте обновленную программу обработки данных, которая соединит новые или недостающие точки данных с единой платформой данных для получения единого и полного представления о клиенте;
  • получайте актуальные и своевременные данные, на основе которых можно действовать в рамках всех команд и функций;
  • обеспечьте персонализированный клиентский опыт в масштабах компании.

4. Соедините все точки с помощью технологий

Инвестируйте в интеллектуальные, автоматизированные и интегрированные технологические системы, которые объединяют данные в единое целое и помогают сотрудникам работать более продуктивно. «Нашей целью было работать как единая компания с общим видением всех отношений и точек соприкосновения, — говорит Гудман. — Нам нужно было организовать данные о клиентах по всей компании, создав единый уникальный идентификатор для каждого клиента, чтобы наши отделы маркетинга, продаж и обслуживания имели единое представление о клиенте и всей его информации».

Сегодня хаб данных Pacific Life собирает данные из ключевых бизнес-подразделений, а затем работает совместно с CRM-платформой для создания единого 360-градусного представления клиента.

5. Создайте руководящий комитет по CX и интеграции данных для согласования понимания и вовлечения клиентов

Включите в комитет заинтересованных лиц, представляющих бизнес и аналитические функции. Возглавить эту группу может директор по работе с клиентами или директор по опыту, либо любой другой человек, способный объединить разрозненные группы, сосредоточившись на внедрении CX и интеграции данных в вашей организации. По данным исследования HBRAS, компании, лидирующие в области CX, более чем в два раза чаще имеют директора по опыту, который руководит их усилиями в области CX, чем компании, которые добились меньших успехов.

По словам Гудмана, Pacific Life недавно ввела эту должность: «Это результат признания необходимости комплексной оценки голоса клиента во всех точках соприкосновения, а не изолированно в одной области».

6. Решите, что важно

Оцените и определите наиболее ценные и критически важные точки соприкосновения с клиентом, которые должны стать приоритетными для цифровой трансформации (понимание и вовлечение). Какие точки взаимодействия с клиентами причиняют наибольшую боль и оказывают наибольшее влияние на бизнес? Организуйте соответствующие источники данных в единый источник правды о клиенте, чтобы каждая команда могла принимать критически важные решения.

7. Наделите каждого сотрудника навыками CX

Предоставьте сотрудникам доступ к знаниям и навыкам, чтобы они могли применять их для повышения вовлеченности. Организуйте программы обучения сотрудников по вопросам успешного CX и владения данными. Обеспечьте единый доступ к соответствующим источникам данных и информационным панелям и постоянно подчеркивайте ценность анализа данных, поддерживая его с помощью центра передового опыта.

8. Предоставьте каждому сотруднику самостоятельность

Отдайте приоритет сотрудничеству в рамках достижения целей и реализации инициатив на уровне отделов. Наделите сотрудников на каждом уровне организации полномочиями самостоятельно принимать решения, относящиеся к их компетенции, и предпринимать действия на основе данных.

В условиях, когда мы все еще продолжаем осознавать роль цифровых моделей поведения, получение 360-градусного представления о клиентах — это только начало. Инсайты, основанные на данных, раскрывают человеческую сторону данных и открывают возможности для более персонифицированного, полезного, инновационного и даже приятного вовлечения клиентов.