CeBIT’96 и проблемы Европейского Сообщества
В Ганновере, столице земли Нижняя Саксония (ФРГ), с 13 по 20 марта прошла очередная одиннадцатая выставка CeBIT. Она собрала более 6500 экспонентов из 66 стран мира втрое больше, чем на первой выставке десять лет назад.
Благодаря Internet и ноутбуку IBM специалисты "ДиалогНауки" всегда были в курсе московских событий
Торжественное открытие выставки, прошедшее в городском зале собраний Штадтхолле, продемонстрировало неоднозначное восприятие прогресса в информационных технологиях (ИТ) ведущими политиками западноевропейских государств.
С одной стороны, они горячо одобряют те новые возможности и перспективы, которые несут информационные технологии, а с другой высказывают серьезную озабоченность негативными явлениями, которые сопутствуют информатизации современного общества.
О пристальном внимании руководителей Западной Европы к ИТ говорит уже состав выступавших на открытии выставки: министр экономики, техники и транспорта земли Нижняя Саксония Петер Фишер; обербургомистр Ганновера Герберт Шмальштиг, президент Германского союза промышленников-машиностроителей Михаэл Роговски; член Европейской комиссии от Франции мадам Эдит Крессон. Вместо канцлера ФРГ Гельмута Коля, который отбыл в Египет на встречу глав государств, на открытии выставки CeBIT’96 выступил федеральный министр образования, науки и техники доктор Юрген Рютгерс.
Что же волнует европейских политиков в стремительном развитии информационных технологий?
Как отмечали все докладчики, ИТ оказывают на рынок труда двоякое влияние: с одной стороны, способствуют созданию новых рабочих мест благодаря очень быстрому росту этой отрасли, но в то же время ведут к сокращению количества рабочих мест в традиционных отраслях и к изменениям на рынке рабочей силы, ставят в невыгодное положение людей немолодых, с невысоким образовательным уровнем, мало знакомых с современными техническими новинками.
В Германии, где общее количество безработных превысило в конце 1995 г. четыре миллиона, проблема перераспределения рабочей силы вызывает особую озабоченность. Политики опасаются, что рост безработицы и утрата пожилыми и малообразованными людьми уверенности в стабильности своего положения могут подтолкнуть часть электората к безответственным лидерам, которые делают ставку на изоляционизм и вмешательство государства в экономику.
Вторая проблема, которая беспокоит политиков Западной Европы, это отставание от США и Японии в области самых передовых технологий. Европейское сообщество занимает прочную позицию на рынке услуг, в особенности в сфере телекоммуникаций. В то же время Европа, потребляя 41% от объема мирового рынка услуг в области информационных технологий, производит лишь 16% этого объема.
В 1995 г. темпы роста индустрии информационных и коммутационных технологий составили в Европе 8,3%. В результате доля Европы (Западной и Восточной в совокупности) в мировом рынке осталась неизменной 32%, то есть лишь не намного меньше, чем доля США (34,2%). Для Германии темпы роста в области информационных технологий составили 7,2%. В 1996 г. ожидается снижение темпов роста до 7%.
По данным мадам Крессон в 1993 г. инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки составили: в США 427 экю на душу населения, в Японии 353, а в Европе 209 экю. Еще более заметна разница, если учитывать только частные инвестиции: они составляют в США 297, в Японии 264 и в Европе 133 экю на душу населения. Германия заметно опережает другие европейские страны по этому показателю, догнав Японию и сосредоточив у себя треть всего научно-исследовательского потенциала Европейского Сообщества, однако научные исследования и опытные разработки в ФРГ ведутся в основном в области так называемых “высоких технологий” (машиностроение, химическая промышленность, материаловедение и т. п.), а не “лидирующих”, по выражению мадам Крессон, информационных технологий.
Чтобы остаться в числе промышленно развитых регионов мира, Европа нуждается в структурной перестройке экономики. Этому препятствует чрезмерный груз государственной бюрократии, отягощающий деятельность предпринимателей. Накладные расходы, обусловленные этим грузом, оцениваются в Европе в 180230 млрд. экю. Более того, выполнение бюрократических формальностей отнимет у предприятий время и ресурсы, которые могли бы быть потрачены на новые разработки. Создание нового предприятия в некоторых странах Сообщества требует выполнения 23 формальностей, на что уходит до 300 рабочих дней.
Отставание нормативной базы от современных технологий тормозит развитие новых услуг на базе этих технологий. Г-н Рютгерс привел интересный пример: в ФРГ законодательно ограничено время работы магазинов. Появление услуг “телешопинга”, т. е. совершения покупок через Internet, вызвало в правительстве дебаты о том, должны ли такие услуги подпасть под закон об ограничении времени работы торговых предприятий. Как выяснилось, услуги телешопинга может оказывать фирма, находящаяся вне ФРГ и не обязанная подчиняться германским законам. Этот пример один из многих, демонстрирующих необходимость либерализации рынка, устранения излишней регламентации со стороны государства и в то же время необходимость согласованного законодательства в пределах ЕС.
Препятствием для развития являются также излишняя жесткость административной регламентации образования и исследований, неоднородность фискальной политики и социальной защиты в пределах Европейского Союза, недостаточная гибкость патентной защиты инноваций (затраты на получение патента на изобретение в Европе в шесть раз выше, чем в США; в результате две трети предприятий не патентуют свои нововведения, а значит, они не становятся всеобщим достоянием).
Чтобы преодолеть эти проблемы, Европейский Союз разработал 130 вполне конкретных предложений, сведенных в так называемую “Зеленую книгу” и направленных на осуществление структурной перестройки в экономике Европы. После обсуждения предложений странами Европейского Союза будет выработана целевая программа такой перестройки.
Параллельно и одновременно, как под эгидой ЕЭС, так и в рамках национальных программ, будут проходить преобразования в системе образования.
Как отметил г-н Роговски, необходимо пересмотреть само понятие грамотности. В будущем грамотным будет считаться лишь человек, владеющий навыками работы с ИТ и разбирающийся в них.
Союз промышленников Германии считает, что школы должны обучать детей работе с электронной информацией. Для этого учителям необходимо пройти соответствующую подготовку, школы следует оборудовать современной техникой и подключить к информационным сетям, а учащимся нужно оказать квалифицированное содействие в отборе и оценке информации.
Федеральное министерство образования, науки и техники совместно с фирмой Deutsche Telecom AG планирует организовать бесприбыльную ассоциацию Schools on the Net (“Школы в Сети”), задача которой подключить 20 000 германских школ к информационной супермагистрали. Предполагается также обеспечить бесплатный доступ школ к научной информационной сети ФРГ. Кроме того, появится национальный Образовательный сервер, средство информационного обмена для школ, участвующих в проекте.
Европейское Сообщество (и Германия, в частности) считает необходимым дать основы компьютерной грамотности тем взрослым, кто не имел возможности освоить ее в школе.
С другой стороны, правительство Германии намерено предпринять очень серьезные меры для того, чтобы поощрить самостоятельную деятельность и информационную активность граждан. Учебные заведения должны пробуждать в студентах дух предпринимательства и стремление к независимости, а не настраивать их на психологию пассивного работника на жаловании. По словам г-на Рютгерса, он был потрясен, когда узнал, что в Германии менее 15% выпускников университетов стремятся организовать новое предприятие, а более 50% поступают на государственную службу.
Чтобы стимулировать проникновение современных технологий в научные исследования, Министерство образования, науки и техники ФРГ начинает создавать широкополосную информационную сеть. Ее пользователи научные и образовательные учреждения получат доступ к высокопроизводительным суперкомпьютерам со скоростью обмена данными 34 Мбит/с и 155 Мбит/с. Уже на начальном этапе правительство выделило на работы по созданию этой сети 80 млн. марок. Объявлено, что уже 40 учреждений выразили желание подключиться к научно-информационной сети, а к концу 1996 г. их количество будет доведено до 60.
CeBIT’96 это выставка технологий, которые станут массовыми в XXI веке. Они изменят жизнь человечества: люди будут по-другому зарабатывать себе на жизнь, совершать покупки, развлекаться, общаться с друзьями, учиться, творить и т. п. Сейчас трудно предугадать, к чему приведет широкое распространение этих технологий. Однако уже ясно, что кроме новых возможностей они влекут за собой и новые проблемы. Правительства и политики объединенной Европы стремятся контролировать последствия стремительного развития информационных технологий и управлять ими.
Александр Евтюшкин