Петр Чачин
Число сотовых телефонов в мире стремительно растет: ожидается, что оно увеличится со 175 млн. в 1997 г. до 750 млн. в 2000 г. Ведущие производители телекоммуникационной техники наращивают выпуск аппаратуры мобильной связи. Компания Motorola (www.mot.com), которая начала делать инвестиции в сотовые технологии еще в конце 60-х годов, а мобильные телефоны поставляет на рынок с 1984 г., не является исключением: шесть ее заводов заняты только изготовлением популярных во всем мире моделей терминалов StarTAC, SlimLite, MicroTAC и других.
Фрагмент фасада завода в Истер-Инче (Шотландия)
В Европе Motorola имеет 12 заводов, два из которых, в Великобритании и Германии, специализируются на производстве именно этого вида техники. Одно из самых современных в мире, предприятие в Истер-Инче (Шотландия) было пущено в декабре 1991 г. Его продукция поступает в страны Европейского региона, включая Россию, где она хорошо известна и высоко ценится: более половины продаваемых в нашей стране сотовых телефонов носят торговую марку Motorola. В Истер-Инче и была приглашена группа российских журналистов, специализирующихся на телекоммуникационной тематике.
Один из производственных участков
История этого производства восходит к 1989 г. В ту пору ожидался рост рынка аппаратуры стандарта GSM и Motorola искала место для строительства нового завода.
Местечко Истер-Инч оказалось наиболее приемлемым вариантом: удобное расположение, возможность расширения производственных площадей, наличие квалифицированных специалистов, благожелательное отношение местных властей. Эта точка лежит где-то посредине между двумя промышленными центрами Великобритании - Эдинбургом и Глазго и на пересечении магистральных шоссейных дорог Шотландии. В 40 минутах езды расположены три аэропорта, не представляют проблем и железнодорожные перевозки.
Комплексная компьютеризация -основная черта современного предприятия
В непосредственной близости от Истер-Инча находятся 75 колледжей и 13 университетов, благодаря чему может быть решена проблема подготовки и поиска кадров любой квалификации. Кроме того, немалую заинтересованность в создании новых рабочих мест и привлечении наукоемкого производства компании Motorola проявили британское правительство и местная администрация: без проволочек утвердили план строительства и землеотвода, быстро решались все другие вопросы. Определенное значение имело и то, что рядом уже было одно предприятие Motorola - завод по производству полупроводниковых компонентов, часть продукции которого предназначалась для Истер-Инча.
В марте 1990 г. место для будущего предприятия было выбрано, утверждено, и это стало событием не только для самой компании и жителей одного шотландского региона, но и для экономической и политической жизни всей Великобритании: на торжественной церемонии по этому случаю выступила премьер-министр Маргарет Тэтчер.
Нынешний вид завод приобрел в 1994 г. по завершении третьей фазы строительства. При этом с 1991 по 1994 г. его мощность возросла в три раза. Площадь предприятия составляет 500 тыс. кв. футов (46,5 тыс. кв. м), собственно производственные помещения занимают 280 тыс. кв. футов (26 тыс. кв. м). Остальное - службы дистрибуции, технической поддержки и т. д. Двухэтажное здание прекрасно вписалось в сельский ландшафт. Перед хрустальным фасадом - два небольших водоема, сохранивших естественные очертания, сбоку - обширная стоянка для автомобилей.
Завод разделен на несколько блоков - склад комплектующих, сборочные участки, центр дистрибуции, инженерные службы и т. д. Запас комплектующих на складе невелик, он рассчитан на один-полтора дня. Основная часть компонентов находится у подрядчика, специализирующегося на их выпуске. Детали поступают на завод по мере необходимости, здесь же размещено только то, что нужно для производства сейчас. Поэтому и помещение склада имеет небольшие размеры, мало соответствуя нашим привычным представлениям об этой службе. Зато сборочные участки занимают основную часть здания.
Все технологические линии на участке сборки построены в форме буквы U. Печатные платы, поступившие от подрядчика, загружаются на конвейер. Здесь они “обрастают” деталями, проходят участок пайки, переворачиваются, снова проходят те же циклы монтажа. Собранные платы тестируются и отбраковываются. На большом табло отмечаются результаты работы, процент выхода годной продукции. В каждом блоке размещаются две-три полностью завершенные линии, поддерживающие полный цикл производства. Рядом - места для отдыха персонала. В зоне сборки не шумно, светло, красиво.
Нам детально показали один из участков сборки сотового телефона StarTAC. Оборудование для установки компонентов смонтировано почти в самом начале линии. Это крупные агрегаты, работающие довольно медленно. Их производительность составляет около 3000 микросхем в час. Следующая машина размещает транзисторы, резисторы, конденсаторы десятков наименований. Ее скорость на порядок выше. Надо отметить, что используются компоненты не только фирмы Motorola, но и других компаний. Телевизионная камера показывает крупным планом процесс установки деталей, а другой прибор осуществляет оптическую проверку размещения компонентов. В конце конвейера палета с готовой платой заезжает в свободный отсек автоматизированной измерительной системы фирмы Hewlett-Packard, где подсоединяется адаптер и проводится тестирование.
Сборочное производство на заводе Motorola имеет гибкий характер. Многопрограммные автоматы могут в течение одной смены выпускать продукцию для StarTAC, а в течение другой - производить все необходимое, например, для модели SlimLite.
Производственная часть предприятия должна быть универсальна - этот принцип здесь соблюдается неукоснительно. Поступающая в центр дистрибуции стандартная (универсальная) продукция приобретает в зависимости от пожеланий клиента разнообразные характеристики: можно активизировать те или иные функции, установить другой корпус, прикрепить разноцветные крышечки, расширить комплектацию, упаковать в другие коробки и т. д.
На втором этаже - офисная часть. Здесь расположены финансовая служба, отдел кадров, вспомогательные структуры.
Завод работает в три смены круглосуточно и без выходных. На нем трудятся 2000 человек, не считая 500 служащих центра дистрибуции, 50 сотрудников сервисной группы, а также 400 человек, работающих по контрактам. Так что всего набирается около 3000 работников. Непосредственно в производстве занято 1700 человек, из которых 400 работают в ночную смену. Их заработная плата на 33% выше, чем у дневных работников. Остальные 300 человек представляют вспомогательный персонал (службы комплектации, компьютерной поддержки, эксплуатации здания и т. п.)
Рост численности персонала на предприятии был стремительным: в 1990 г. работало 5 человек, в 1991 г. - 250, в 1993 г. - 700, в 1994 г. - 1660 и в 1996 г. - 2000 человек. Сейчас грядет очередное увеличение мощности завода и, соответственно, количества работающих.
В конце месяца нагрузка нередко возрастает и предприятие обращается к помощи временных сотрудников, которых подбирают многочисленные агентства по персоналу. На заводе ведется база данных по кадрам, и часть наиболее ценных работников из этого контингента имеет возможность перейти в штат на постоянную работу.
В августе 1996 г. был организован панъевропейский телефонный центр (РЕСС) компании Motorola. Эта служба обеспечивает “горячую” линию, по которой стекаются жалобы и запросы от всех пользователей в Европе. Она осуществляет обратную связь с клиентом. Обработка звонков производится специализированной фирмой McQueen (www.mcqueen.com).
Первоначально PECC обслуживал только Великобританию. Затем к ней присоединилась Финляндия. Для каждой страны резервируется три линии. Пользователь убежден, что звонит в отделение Motorola, находящееся в его городе или в его стране, но на самом деле попадает в фирму McQueen в Шотландии. Здесь в течение 20 секунд он получает ответ на свой вопрос на родном языке. Отсюда же ему готовы выслать проспекты, брошюры, плакаты, могут даже оформить покупку аксессуаров по телефону.
У РЕСС очень большой объем работы: в настоящее время в сфере его деятельности - 12 стран и 9 языков (к сожалению, Россия пока еще не попала в орбиту McQueen). Ежедневно центр получает 50 - 80 запросов по WWW и около 16 000 телефонных звонков в неделю. Группа сотрудников в компании Motorola обеспечивает информационную, профессиональную и другую поддержку деятельности McQueen. С появлением РЕСС Motorola приобрела общую базу данных по Европе, получила возможность быстро реагировать на выявленные недостатки и совершенствовать выпускаемую продукцию.
Сервисная группа предприятия в Истер-Инче нацелена на внедрение продукции на рынок, выпуск документации по изделиям, обеспечение запасными частями, обучение персонала. В своей работе она широко использует Интернет и интрасети. Информация, носящая конфиденциальный характер, предоставляется только сотрудникам фирмы, остальная доступна всем пользователям. Это уменьшает потребность в организации занятий и семинаров.
Инженерная группа анализирует результаты внедрения новых изделий, отслеживает наиболее часто встречающиеся неполадки, следит за качеством ремонта.
Все подразделения работают слаженно, выполняя одну общую задачу. В результате выпускаемые изделия пользуются высоким спросом на рынке и имеют хорошую потребительскую репутацию.
В выступлениях специалистов компании Motorola то и дело сквозит гордость за свое предприятие, за уровень технологии, менеджмента, социальные достижения (предприятие имеет детский сад на 50 мест, зал для аэробики и т. д.). И такие чувства вполне оправданны. Должен сказать, что я 30 лет проработал в сфере телекоммуникаций. За это время посетил значительное число предприятий разного профиля - от космических фирм до заводов компонентов и материалов, в первую очередь учреждений бывшего Минпромсвязи, но, к сожалению, очень немногие из них мог бы сравнить с фабрикой Motorola в Истер-Инче в Шотландии. Надеюсь, что на уровень подобных передовых структур будут равняться предприятия возрожденной отечественной индустрии телекоммуникаций.
Телефоны: представительства компании Motorola в Москве - (095) 785-0150; завода в Истер-Инче - +44 (0) 131-469-6969; фирмы McQueen - +44 (0)-131-458-6500.