Вот и стали мы на год взрослей, или Субъективные заметки с выставки ”Бухгалтерский учет и аудит”
Игорь Альтшулер
Ровно год назад свои заметки с выставки “Бухгалтерский учет и аудит-97” я назвал “Нет золотого ключика, нет рыбки золотой”. Истекший год в целом подтвердил этот вывод, что, впрочем, не мешает разработчикам систем считать своих “рыбок” золотыми (и даже предлагать их по цене таковых), а клиентам упорно ловить золотую рыбку где угодно, только не в бассейне собственного опыта, знаний и представлений. Как бы там ни было, однако процесс рыночного взросления предприятий идет, и проблема снабжения менеджеров полной, оперативной и достоверной информацией по-прежнему актуальна, а значит, создатели информационных систем разного калибра без работы не останутся. Так же, как и консультанты (последних становится все больше), и фирмы, поставляющие информационные ресурсы. Руководитель фирмы “ИСТ” Алексей Харитонов, хоть и жаловался на трудности с выпуском качественной продукции, планку не снижает - сужу об этом по очередному выпуску бестселлера (CD “Ваше право”), а также по архиву “Финансовой газеты” (один CD вмещает все номера за 1994 - 1997 годы, так что теперь я смогу, наконец, частично избавить квартиру от бумажных залежей).
Закусывайте прогнозы лимонами
Андрей Гершун год назад давал мне интервью в качестве представителя Platinum и был щедр на оценки и прогнозы. Но и создав, вместе с партнерами, Московскую аналитическую группу (МАГ), г-н Гершун не утратил вкуса к этому делу: “Соотношение программистского и консалтингового труда на нашем рынке сегодня должно быть 1:2 или даже 1:3. У компьютерных компаний хватает технических проблем (Windows - или SQL-версией уже никого не удивишь) и явно недостаточно сил для профессионального консалтинга в области бухгалтерского учета. Поэтому мы четко определили свою нишу: это средние компании, которым нужен хороший учет международного уровня. К высшему классу корпоративных систем я бы отнес SAP и Baan, отечественные разработки не могут с ними конкурировать - у нас нет такого сосредоточения капитала, рынок беднее. К первому классу, на мой взгляд, можно отнести Scala, Platinum, из российских систем - "Галактику", "Босс-Корпорацию" и, может быть, "Парус". К следующему классу я бы отнес такие системы, как "Абакус" и "Инфин". И в отдельный класс можно выделить продукты для малого бизнеса, такие, как "1С:Бухгалтерия", БЭСТ, "Турбо-Бухгалтер"”.
Впрочем, МАГи были щедрыми не только в оценках, но и в рекламе: снабдив обыкновенные лимоны наклейкой “www. consulting.ru”, Михаил Горский и Андрей Гершун лично раздавали их посетителям своего стенда и представителям дружественных фирм. Хороший пример создания дешевой, оригинальной, экологически чистой и полезной для здоровья рекламной продукции. Тем более что при вручении ее консультанты выдавали (бесплатно) разные советы и сентенции (например, “не ешьте сразу, лучше по кусочку и с сахаром”, “лимон - фрукт корпоративный”, “чай с лимоном успокаивает бухгалтера”). Получив лимон с наклейкой и ценные указания, я легко выстроил свой дальнейший выставочный маршрут - начав с оригинального вопроса “что же изменилось за год?”.
Стоит ли выполнять план на 300 процентов?
Начальник отдела маркетинга SAP СНГ д-р Леманн:
“Мы довольны результатами года, сегодня у нас 98 клиентов в СНГ (среди них такие крупные, как Северное морское пароходство и Национальный банк Украины, "Черногорнефть", Сыктывкарский лесоперерабатывающий комплекс). 37 своих клиентов мы считаем "продуктивными", т. е. использующими R/3 в повседневной работе. Год назад в нашей фирме работало около 80 сотрудников, сейчас их более 100, к концу года планируем довести это число до 170. И консалтинг, и продажи у нас теперь имеют четкую отраслевую направленность - нефтегазовые предприятия, банки, муниципальная сфера. В конце минувшего года прошла первая сертификация местных специалистов. Надеюсь, что во II квартале мы откроем в Москве Центр разработки и тестирования, а на Комтеке сможем представить версию 4.0. Мы весьма активно взаимодействуем не только с мировыми лидерами консалтинга, но и с российскими партнерами - ИКТ, "Мекомп", "Юникон", на Комтеке даже будет специальный стенд "SAP и партнеры". Появление других западных систем на этом рынке в принципе не влияет на нашу политику. Конкуренты у нас есть, но мы их опережаем во всем мире, постараемся опередить и здесь”. (Могу заметить, что количество локализованной и оригинальной российской документации по продукции и услугам SAP неуклонно растет. На меня, например, очень хорошее впечатление произвели такие книги, как “Инструмент бизнес-инжиниринга R/3”, “Система R/3 в металлургии”, “R/3 - Интернет и хозяйственные процессы”. - Прим. автора)
Фирма BAAN на нашем рынке активизировалась недавно, на этот раз ее стенд соседствовал со стендом SAP. Правда, менеджер по маркетингу BAAN Анна Цфасман сказала, что подготовительную работу BAAN в России вела давно, но голландское руководство запретило продавать систему, пока она не будет полностью локализована и “доведена до ума”. Сегодня в представительстве фирмы работает около 30 человек, численность будет увеличиваться, но это не главное, поскольку BAAN в России, как и повсюду в мире, планирует работать через партнеров. За несколько месяцев работы продано втрое больше лицензий, чем планировалось. (В старые добрые советские времена сказали бы, что план выполнен на 300 процентов, раздали бы ордена и резко взвинтили план следующего года.)
Генеральный директор корпорации “Галактика” Дмитрий Черных:
“Функциональность у всех развивается, системы "подтянулись" - не только на словах, но и на деле. Выбирать их клиентам становится все сложнее, похоже, что многие уже запутались. Поэтому мы просто вынуждены были перейти к другой стратегии работы на рынке: не выпячиваем свойства продукта (их достаточно!), а пытаемся найти максимально безрисковое решение задач управления, возникающих у конкретного клиента, в короткие сроки за заранее определенную цену. Мы активно развиваем партнерские отношения с консалтинговыми фирмами, поставщиками оборудования, создаем альянсы, способные более полно удовлетворить клиента. Крайне важным сегодня становится уровень сервиса и поддержки пользователей”.
Вице-президент “АйТи” Александр Миронов был, как обычно, лаконичен:
“Мы не только предлагаем "Босс-Корпорацию" (ныне реализуется шесть проектов), но и сами на нее сейчас переходим. А число пользователей "Босс-Референта" внутри "АйТи" уже превысило 250 человек. Мы по-прежнему готовы интегрировать свои модули в западные системы - такие, как SAP, Oracle, BAAN. Кстати, в Oracle СНГ внедрен наш модуль управления персоналом, идет его внедрение в компании "Юкос", в корпорации "Панинтер". Как мне кажется, за год на рынке не произошло кардинальных изменений - по-прежнему остро ощущается потребность в системах оперативного планирования и управления производством”.
Когда клиент идет косяком, или Есть контакт с SAP
Про организаторов выставок участники оных обычно вспоминают лишь по случаю их проколов и накладок. Но Максим Костанди, генеральный директор фирмы “Ланкс”, начал с благодарности: “За день через наш стенд проходит 250 - 300 потенциальных клиентов, можно сказать, клиент идет косяком. "Бухучет и аудит", пожалуй, единственная выставка, затраты на которую окупаются тут же, в течение самой выставки”. Затем г-н Костанди рассказал о своей фирме и ее продукте:
“Мы работаем на рынке шесть лет, всего за это время у нас было около 4 тыс. клиентов. Несмотря на наличие десятка крупных клиентов (у которых установлены системы более чем на 50 рабочих мест), мы все же относим свой продукт к классу средних систем. И позиционируем "Суперменеджер" прежде всего как систему для оптовой и розничной торговли. У нас изначально была очень прилично проработана валютная часть, и первыми клиентами были совместные предприятия и предприятия с иностранным капиталом. Сейчас мы отработали связь с технологией штрихового кодирования, тесно взаимодействуем с производителями соответствующего оборудования.
Впрочем, торговыми предприятиями дело не ограничивается, наша система на 70 рабочих мест (MS SQL Server и клиентская часть под Windows) установлена в Центральной клинической больнице Управления делами Президента. В Торгово-промышленной палате России весь учет ведется с помощью "Суперменеджера" (порядка 20 рабочих мест). Среди новинок могу назвать программу MLM - организация торговли по системе многоуровневого маркетинга.
Мы не видим особой проблемы в совместной работе наших и западных программ. Приведу пример. С 1992 г. Reebok использует в Москве "Суперменеджер", а в 1995 г. было решено внедрить SAP. Они внедрили финансовую часть, а для торговой по-прежнему (специалисты "Ланкс" обеспечили информационный интерфейс) используют наш пакет”. (Вот тебе и на! Оказывается, пока лидеры нашего рынка спорили о возможности интеграции с SAP, кое-где эта интеграция была выполнена, как только это понадобилось серьезному клиенту. Должен сказать, что рекламная продукция “Ланкса” не потрясла моего воображения, так что если “Суперменеджер” покупают и используют даже при такой рекламе, видимо, есть у него определенные достоинства.)
Идем с “Эталоном” по “Компасу” на “Олимп”
Сегодня уже трудно представить подобную выставку без стендов Platinum, “Росэкспертизы” с системой “Олимп”, “Никос-Софта” с NS-2000 и “Цефея” с системой “Эталон” (финансовый директор “Цефея” обаятельная Марина Хохлова, похоже, всерьез задалась целью внедрить стиль высокой моды на “ширпотребном” рынке автоматизации). Фирма “Омега” показала конструктор уникальных решений “ABACUS Designer”, позволяющий, в частности, произвольным образом формировать запросы к аналитической и синтетической информации, содержащейся в комплексе, работать с историей проводок, подключать новые базы данных и т. д. Вообще, судя по всему, чем больше клиентов, тем “добрее” становится фирма-разработчик: дабы не отвлекали ее по мелочам, она готова даже изготовить пользовательский инструментарий - лишь бы часть работы клиенты брали на себя.
Рекламный буклет фирмы “Компас” из С.-Петербурга способен порадовать строгих ценителей этого жанра. На меня лично произвел впечатление лозунг “От дружественного интерфейса - к дружеским отношениям!”. В “Компасе” (который расшифровывается как “компактная система управления предприятием”) радует множество приятных мелочей, которые нельзя сделать “на раз”, а только в ходе многолетнего общения с заказчиками. Я имею в виду и многоуровневую систему документации (включающую “Инструкции продвинутому пользователю”, “Типичные ошибки пользователей при работе с пакетом”), и возможность поставки вместо базовых (или вместе с ними) дополнительных или конкурентных модулей (таких, как “Комиссионная торговля”), и разнообразные “мастера” (экранных форм, отчетов, SQL-запросов и т. д.). Заметим, что наряду с “Компас-Комфортом”, который я посмотрел, фирма предлагает и “Компас-Гигант” (для крупных предприятий).
Думать надо, а не схемы рисовать
Год назад Юрий Глинский был начальником отдела ИТ фирмы “Информконтакт”, теперь он начальник отдела консалтинга. “Мы пришли к выводу, - говорит г-н Глинский, - что предприятиям (речь, конечно, идет не о малом бизнесе, а о финансово-промышленных холдингах, крупных оптовиках в торговле) нужны не просто услуги по разработке учетной политики или внедрению программного продукта, а полноценный набор услуг по реструктуризации бизнеса, формализации и оптимизации бизнес-процессов. Нужно сначала поставить финансовый и управленческий учет, а потом уже на этой базе с помощью системы “вытягивать” бизнес. Не случайно среди руководителей транснациональных корпораций так много бухгалтеров: только человек, глубоко понимающий, что такое учет, может управлять серьезным бизнесом.
Сегодня уже 10 наших клиентов (среди них химические, строительные, пищевые и перерабатывающие предприятия) используют Oracle-версию системы ALFA (каждое на 50 и более рабочих мест). Изменилась за год архитектура системы ALFA, теперь благодаря наличию реальной системы бизнес-объектов решение можно подготовить за месяц. Проводим семинары, ролевые игры, от CASE-средств мы потихоньку переходим к системной мыследеятельности (могу порекомендовать тем, кто интересуется, работы Щедровицкого и Лосского), потому что главное в проекте - это не схемы нарисовать, а логически проработать бизнес с некоторых общих точек зрения”.
Документация по системе ALFA, которую я хвалил год назад, хуже за год не стала, и ее текст по-прежнему звучит, как песня: “Какой должна быть современная система автоматизации учета и управления? Такой же, как современный бизнес: динамичной, гибкой и эффективной. А значит, охватывать все предприятие, предоставлять требуемую информацию как для повседневной работы, так и для принятия стратегических решений, быть простой в применении, открытой к изменениям и, конечно, надежной”. Правда, в этой песне, написанной талантливыми молодыми людьми, все чаще проскальзывают нотки парадных советских песен: “ALFA-Account - идеальное решение для вашей бухгалтерии. Неограниченный уровень аналитики и исключительные по информативности отчеты превращают ALFA-Account из совершенного инструмента подготовки бухгалтерских балансов в средство эффективного управления предприятием”. Как жаль, что Иосиф Кобзон уже не сможет это спеть.
А у нас сегодня клуб. А у вас?
Сергей Рогинский, генеральный директор компании РИККОН:
“Стоимость одного часа работы аудитора уже ни у кого не вызывает вопросов, а вот со специалистами по организации и развитию бизнеса, по информационным технологиям не так все просто. Фирмы тратят большие средства на "железо", на софт и искренне удивляются, почему же нет результатов. Практически все наши клиенты - это те, кто на чем-нибудь обжегся”.
Надо отдать должное г-ну Рогинскому: он инициировал создание Клуба системных аналитиков, объединяющего отечественных аналитиков, проектировщиков и разработчиков КИС, готовых поделиться своим опытом (Клуб собирается ежемесячно) и обменяться идеями. На заседаниях Клуба обсуждаются такие темы, как “Проблемно-ориентированный подход к проектированию информационных систем”, “Управленческий консалтинг как продукт”, “Управленческие аспекты организации разработки информационных систем” и т. п. Учитывая, что среди членов Клуба - такие весьма уважаемые мною специалисты, как Григорий Циперман (IBS), Игорь Титовский (“АйТи”), Юрий Глинский (“Информконтакт”) и др., остается только надеяться, что Клуб со временем из московского превратится в общероссийский, и тогда я смогу стать его нижегородским членом-корреспондентом.
С нижегородским обозревателем PC Week/RE Игорем Альтшулером можно связаться по адресу: altsh@kis.ru.