ИТАР-ТАСС
Париж, Бонн и Лондон призвали объединить усилия европейских стран, чтобы реорганизовать аэрокосмическую и электронную оборонную промышленность. Со специальным заявлением на эту тему выступили президент и премьер-министр Франции Жак Ширак и Лионель Жоспен, канцлер Германии Гельмут Коль и премьер-министр Великобритании Тони Блэр.
Франция, Германия и Великобритания имеют общий политический и экономический интерес в деле создания в Европе эффективной и конкурентоспособной аэрокосмической и электронной оборонной промышленности, отмечается в заявлении. Это позволит усилить коммерческие позиции единой Европы в мире и гарантировать ее роль в обеспечении собственной безопасности.
В документе указывается, что процесс реорганизации европейской аэрокосмической и электронной оборонной промышленности должен включать как гражданские, так и военные области и проходить на основе равноправного партнерства.
Лидеры трех стран приветствовали намерение ряда европейских предприятий, в числе которых германский “Даймлер Бенц аэроспейс”, французский “Аэроспасьяль” и “Бритиш Аэроспейс”, реорганизовать свое взаимодействие. До 31 марта 1998 г. эти предприятия должны представить ясный проект и детальный график такой реорганизации. Более того, в окружении премьер-министра Франции Лионеля Жоспена высказывают мнение, что Испания в самое ближайшее время присоединится к “инициативе трех”. Тем более что испанская компания “Каса” является четвертым, хотя и младшим (всего 4% капитала) партнером по консорциуму “Эрбас”, который, по идее, должен стать “пробным камнем” этого процесса.
Речь идет о трансформации консорциума “Эрбас” в единую полнокровную фирму в соответствии с той концепцией, которая в январе 1997 г. была высказана его руководством. “Чтобы облегчить такое преобразование, мы обязуемся принять все необходимые меры на уровне национальной политики”, - подчеркивают лидеры трех стран.
Ведущие французские аналитики сразу назвали трехстороннюю инициативу “беспрецедентной”. Особенно потому, что речь идет о консорциуме, который, несмотря на свои масштабы, до сих пор занимался производством лишь гражданских самолетов.
Премьер-министр Франции Лионель Жоспен разъяснил намерения Парижа, Бонна и Лондона: необходимо подготовить основу для создания мощной европейской самолетостроительной группы, способной на равных спорить с новыми американскими гигантами типа “БоингМакдоннелл Дуглас” или “Локхид-Мартин”.
“Прагматическими соображениями” объяснил эту инициативу и министр обороны Франции Ален Ришар. “Дело предприятий - определить формы и средства, в том числе финансовые, будущей реструктуризации”, - подчеркнул он. Национальные же правительства ставят перед собой задачу создать условия для этого процесса, координируя свои политику и законодательство в области кредитов на исследования и развитие, а также на поддержку экспорта.
Объясняя причины, побудившие лидеров трех стран выступить с такой инициативой, глава французского оборонного ведомства отметил, что на эти государства ложится основная тяжесть предстоящей реорганизации. Однако, по его словам, они положительно отнесутся к участию в этом деле других стран, в частности Испании, Италии и Швеции.