Алексей Роговцев
Правда, если быть точным, то не совсем на севере и уж совсем не на диком, а в г. Лаппеенранте (Финляндия) московское представительство компании Acer (Acer CIS Inc.) провело с 22 по 24 января Acer Distributor Council - Совет дистрибьюторов Acer. На своеобразный высший совет партнеров были приглашены представители компаний, являющихся мастер-дистрибьюторами и региональными дистрибьюторами Acer в России. Цель слета - вкратце подвести итоги прошедшего года, обсудить планы на этот год, поговорить о новых программах и решить некоторые наболевшие вопросы. В работе Совета приняли участие Йорк Чен, генеральный менеджер Acer CIS и исполнительный директор Acer Computer International, и ведущие менеджеры Acer CIS.
Дистрибьюторы Acer в полной боевой готовности
Первый день работы начался с выступления Йорка Чена, в котором он сделал обзор состояния мирового рынка ПК и тенденций, наметившихся на нем в последние годы. Основные итоги прошедшего года, по словам г-на Чена, сводятся к следующему. Первое - корпорация Compaq все более укрепляет свои позиции лидера как на американском, так и на европейском рынках. Если раньше считалось, что 10%-процентная доля рынка - это большое достижение, то сегодня пример Compaq (12% рынка) показывает, что и это не предел, тем более что продажи лидеров компьютерного рынка, корпораций Compaq, Hewlett-Packard и Dell, увеличились более чем на 50%. Второе - во всем мире усиливаются тенденции перехода к прямым продажам и уменьшается число промежуточных звеньев в каналах сбыта.
И, наконец, последнее - экономический спад в Азаиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) отрицательно сказывается на мировой индустрии информационных технологий (ИТ). И этому есть свое объяснение: если в 80-х годах мировыми лидерами ИТ были компании, находящиеся в США и Европе, то в 90-х положение изменилось - лидерами стали США и страны АТР. Образно говоря, мировой центр ИТ переместился с берегов Атлантики на берега Тихого океана.
Г-н Чен отметил, что в последние годы (1996 - 1997) компания Acer прочно обосновалась в десятке мировых производителей ПК, а в АТР она находится на третьем месте после IBM и Samsung.
По данным Dataquest, в 1997 г. компания увеличила свою долю российского рынка до 2,77% (в 1996 г. она составляла 1,9%), было улучшено сервисное обслуживание - теперь ремонт ПК производится сервисными службами Acer. Как сказал в своем выступлении Юрий Студеникин, директор по маркетингу Acer CIS, в прошедшем году объемы продаж увеличились почти на 20%, а количество продаваемых ПК - почти на 50%. В компании сформировалась команда менеджеров, которая успешно провела несколько маркетинговых программ.
В этом году Acer намеревается сосредоточить усилия на развитии каналов сбыта, улучшении послепродажного сервиса за счет увеличения числа авторизованных сервисных центров, проведении маркетинговых программ и освоении такой области бизнеса ПК, как bare bone, т. е. продажа ПК по частям, достаточным для сборки компьютеров на месте. О планах деятельности компании в России в 1998 г. рассказал г-н Студеникин. Во-первых, Acer CIS собирается добиться более чем 20-процентного роста продаж (это больше, чем прогноз роста российского рынка ПК в целом). Причем основное внимание будет уделяться продажам ПК, затем серверным продуктам и блокнотным ПК. Вторая основная задача - устранение “узких мест” в каналах продаж, т. е. развитие дистрибуции, прямых продаж, участие в комплексных проектах, расширения службы технического сервиса и поддержки (о последнем было сказано, что “+без улучшения качества сервиса нам не выжить на рынке”).
Нетрудно заметить, что основной темой выступлений Йорка Чена и Юрия Студеникина было развитие каналов сбыта. Это и не удивительно - все ведущие компании - производители ПК видят в этом направлении одно из средств укрепления своих позиций на рынке, развития бизнеса и улучшения качества обслуживания клиентов. Другим способом поддержания лидирующего положения является выпуск устройств, обладающих качественно новыми свойствами. Этим двум темам и была посвящена пресс-конференция (которую можно назвать и круглым столом), прошедшая вечером 22 января.
Началась она с того, что г-н Чен познакомил журналистов с инициативами, выдвинутыми Стэном Ши, президентом и исполнительным директором Acer Group. Компания собирается сосредоточить свое внимание на выпуске XC (X Computer) - специализированных ПК, предназначенных для выполнения строго определенного круга задач (см. PC Week/RE, № 1/98, с. 44). За счет этого такие ПК станут не только дешевле, но и проще для пользователя, так как по словам г-на Ши, обычные ПК именно в силу своей универсальности бывает довольно трудно освоить неподготовленным пользователям. Причем многим из них большинство функций, заложенных в универсальных ПК, не нужны. Идея, конечно, не нова, но впервые одна компания собирается предложить выпуск целого спектра таких устройств, построенных с использованием традиционной PC-архитектуры, но не обязательно работающих под управлением Windows. Все участники круглого стола согласились с тем, что такие устройства, безусловно, найдут своего пользователя, причем это будет скорее индивидуальный пользователь, нежели корпоративный. Но появление и широкое распространение подобных устройств в России - это дело не года и не двух, а гораздо более продолжительного времени. И дело даже не в том, что цена подобного устройства (порядка 400 - 500 долл.) составляет половину стоимости нормального ПК, а в том, что соответствующая инфраструктура (сетевая, использование кредитных карт и т. д.) в России значительно отстает в развитии от западной.
Во второй день семинара журналистов знакомили с новыми продуктами Acer. Некоторые из них уже продаются в России, а другие появятся в ближайшее время. Нам рассказали о новых моделях серверов, среди которых следует отметить AcerAltos 9300. Этот сервер начального уровня на базе процессора Pentium II (до двух процессоров) с поддержкой интерфейса Ultra Wide SCSI, AGP и USB может использоваться и как высокопроизводительная графическая рабочая станция. Кроме того, были представлены кластерные решения на базе серверов AcerAltos 9100 и Windows NT 4.0 Server Enterprise Edition. Как отметил Александр Переверзев, менеджер Acer CIS по серверному направлению, предлагаемые компанией системы обладают высокой производительностью при относительно низкой стоимости. Среди других новинок, показанных на маленькой выставке, проходившей в здании местной городской думы, заслуживает внимания AcerPower 300NP - NetPC от Acer. В соответствии с требованиями спецификации он полностью изолирован от нежелательных воздействий со стороны пользователя и при этом предоставляет ему значительную вычислительную мощность и прекрасные графические возможности.
К сожалению, программы для журналистов и партнеров Acer несколько отличались друг от друга, поэтому некоторые “тайны мадридского двора” так и остались тайнами. Тем не менее выяснилось, что основными конкурентами Acer в России являются Compaq, Hewlett-Packard и Dell. Это примерно соответствует мировому раскладу. В ряде случаев в игру вступают и компьютеры местной сборки, что объясняется, к сожалению, не их качеством, а меньшей ценой. На это местные корпоративные заказчики обращают больше внимания, чем на имя производителя. Пока качество и вопросы сервиса волнуют их обычно в последнюю очередь.
Телефон Acer CIS: (095) 258-4400, Интернет-адрес: www.acer.ru.