Влад Борисов, научный редактор раздела “Интернет”

Я с интересом прочел письмо Дениса Бобра, однако считаю, что его заявление о смерти глобального информационного пространства  -  серьезное преувеличение. Хотя состояние Сети в России действительно удручает, ряд выводов статьи, на мой взгляд, недостаточно обоснован.

Начну с того, что серьезное уменьшение производительности Сети характерно скорее для нашей страны, чем для остального мира. Несмотря на все стоны о медлительности Интернет, раздающиеся в средствах массовой информации, типичная скорость доступа в пределах США обычно не падает ниже 10 Кб/с.

Начну с того, что серьезное уменьшение производительности Сети характерно скорее для нашей страны, чем для остального мира. Несмотря на все стоны о медлительности Интернет, раздающиеся в средствах массовой информации, типичная скорость доступа в пределах США обычно не падает ниже 10 Кб/с.

Последние исследования фирмы Keynote Systems (www.keynote.com/measures/business/business40.html), регулярно измеряющей индекс производительности Сети, показывают, что в 1997 г. Web не стала медленней, чем в 1996 г., наоборот, среднее по узлам время доступа сократилось примерно в полтора раза. Здесь, конечно же, речь опять идет о связи в США. Подобное ускорение свидетельствует о том, что немалые деньги, вложенные в улучшение коммуникаций и серверного оборудования, привели к заметным положительным результатам.

В недалеком будущем планируется открыть ряд высокоскоростных магистралей сети Internet 2, что еще больше увеличит пропускную способность Web.

Мне не кажется справедливым и утверждение, что ускорение доступа по коммутируемым линиям серьезно повлияло на производительность Сети. Давайте рассмотрим ситуацию в США и у нас.

США лидирует по числу пользователей, подключающихся к Интернет по коммутируемым линиям. Также в этой стране обеспечивается более качественная, чем у нас, связь между клиентом и провайдером. Если бы рассуждения о том, что увеличение скорости модемного доступа от пользователя к провайдеру явилось причиной снижения производительности Интернет, были справедливы, то умирание Сети началось бы именно в США.

Между тем этого не происходит. Наоборот, наблюдается лавинообразный рост числа Web-узлов, предлагающих самые различные услуги: от передачи новостей в реальном времени до трансляции мыльных опер. Именно наличие недорогого и качественного доступа к Сети в США стало одной из причин высочайшей популярности Интернет. В Европе, где оплачивается не количество сделанных локальных звонков, а время соединения, Сеть развивается гораздо медленнее. Хотя и здесь проблема перегруженности Интернет не стоит так остро, как у нас.

Однако не увеличение скорости работы модемов привело к уменьшению производительности Интернет и в России. В самом деле, согласно исследованиям РОЦИТ, в нашей стране насчитывается около 600 тыс. пользователей Интернет. Из них лишь 100 тыс. подключаются к Сети по коммутируемым линиям провайдеров, а оставшиеся в той или иной мере используют высокопроизводительные каналы. Ясно, что при таком соотношении не столь важно, какую среднюю скорость имеют модемы пользователей: основной трафик (по крайней мере в дневное время) создается не ими.

Кроме того, многие организации, использующие выделенные линии, например учреждения Академии наук, подключаются к внешнему миру через собственные линии связи и не создают нагрузку на внешние каналы основных провайдеров.

К сожалению, как это часто бывает в сфере широкомасштабного внедрения высоких технологий, Россия оказалась в числе отстающих. И по большому счету развитие Сети в нашей стране действительно заходит в тупик.

Помимо очевидной проблемы  -  плохих коммуникаций  -  существуют еще и проблемы слабой серверной базы многих отечественных провайдеров и их нежелания сотрудничать друг с другом.

Не секрет, что у ряда провайдеров перегружены не каналы связи, а серверы-маршрутизаторы. Так, многие провайдеры утверждают, что их каналы в США загружены в среднем не более чем на 50%. В то же время скорость доступа к американским узлам падает до 100 бод и менее. Запустив команду traceroute операционной системы Unix, можно посмотреть загрузку различных серверов. В большинстве случаев перегружен либо центральный сервер, либо сервер, контролирующий трафик в США.

Существенной проблемой российской Интернет является также нескоординированность работы основных провайдеров. Не все из них имеют соглашения о передаче трафика между узлами своих клиентов. В итоге, если вы пользуетесь услугами провайдера А, а заходите на узел, расположенный в сети провайдера В, то ваш запрос может пойти не по оптоволоконному московскому кольцу (или другим кратчайшим путем), а через США. Если же интересующий вас узел расположен не в Москве, а в какой-либо другой точке страны, то путь сигнала может быть еще более запутан  -  это при том, что, как правило, связь с другими городами не отличается хорошим качеством.

Замечу, правда, что к оптоволоконному кольцу столицы так или иначе подключены многие компании. На нем достигается вполне приличная скорость связи  -  достаточная для трансляции радиопередач через Сеть.

Еще одна проблема, затронутая в статье,  -  быстрое устаревание индексов поисковых серверов. Это действительно неприятное свойство Сети, но оно свидетельствует скорее о ее жизнеспособности и развитии, чем о смерти. Мы же не говорим о том, что Москве пришел конец, лишь на основании того, что десятки работающих в ней фирм исчезают, переезжают, меняют названия и т. п. Содержимое поисковых машин и каталогов иногда отстает от жизни месяца на два, но ведь не все содержание Сети изменяется столь стремительно!

И в заключение  -  о государственном регулировании Интернет. Эта идея стала модной в последнее время. При Правительстве, Госдуме РФ и Президенте функционирует несколько комиссий по этому вопросу. Во всеуслышание итоги их деятельности пока не объявлялись. На мой взгляд, лучшее, что могло бы сделать государство,  -  это целенаправленно помочь в организации коммуникаций. Ведь основа американского сегмента Интернет создавалась на средства из госбюджета. Неплохо было бы и у нас внедрить этот опыт.

К Владу Борисову можно обратиться по адресу: vlad@pcweek.ru.

Версия для печати