Леонид Черняк
Седьмой год жизни для ОС Linux оказался примечателен тем, что система вступает в фазу зрелости: 1998 год может стать переломным в истории ее развития. Видимо, именно сейчас заканчивается период “счастливого детства” и начинается более серьезный, но, к сожалению, менее романтичный.
О начале новой стадии в жизни Linux свидетельствует то, что целый ряд фирм, лидирующих в производстве аппаратных и программных средств, за исключением одной (догадайтесь, какой), так или иначе объявили о намерении включить ее в свои планы. Теперь о Linux пишут не только узкоспециализированные издания, но также газеты и журналы, относящиеся к бизнес-прессе. Интерес к Linux, обнаруженный широкой общественностью во второй половине года, можно сравнить разве только со взрывом внимания к Java в 1995 г.
Еще совсем недавно Linux “находилась на полулегальном положении”, ее существование практически игнорировалось крупными компаниями. В фирмы она проникала не по распоряжению руководства, а через хакеров-юниксоидов - энтузиастов движения за свободное распространение программных продуктов (freeware, open-source software). В силу специфики сетевой разработки этот период ее истории очень неплохо освещен имеющимися в Интернете материалами, в том числе заметками и самого Линуса Торвалдса. Ему сейчас всего 28 лет, и в силу возраста и присущей ему академической скромности назвать его “отцом” Linux трудно.
Кстати, следует уточнить терминологию. У нас слово “хакер” обычно используется только в отрицательном смысле, а ведь это вовсе не так. Хакеры, точнее, кто сами себя так называет, - это не только злоумышленники, которые из корыстных или бескорыстных целей занимаются взломами и прочим сетевым хулиганством. В словаре Вебстера среди значений слова hacker сначала можно обнаружить “эксперт в области программирования и решения задач с помощью компьютера” и только затем - “субъект, пытающийся получить доступ к информации нелегальным способом”. К этой злостной категории точнее подходит термин “кракер” (cracker).
Анализ первого и, наверное, самого романтического периода развития Linux еще предстоит. Профессиональный, культурный, а возможно, и социальный феномены, приведшие к ее созданию и нынешнему состоянию, безусловно, нуждаются в осмыслении и исследовании.
Почти по Франсуа Рабле
Развитие Linux невольно хочется сравнить с бурным ростом Гаргантюа в его младенческие годы. По статистическим данным, опубликованным в журнале Forbes в августе 1998 г., были построены две диаграммы (см. рис. 1 и 2). На одной их них показан рост числа пользователей с 1991 по 1998 г. По числу пользователей во всем мире (примерно 8 млн.) среди разных “юниксообразных” систем Linux занимает второе место, уступая только ОС Solaris, а в Германии она стала “юниксом” номер один.
Примерно с такой же скоростью растет число строк в коде Linux (рис. 2). Если самим Торвалдсом в 1991 г. было написано всего 10 тыс. строк, то сейчас размер кода достиг величины 1,5 млн. строк. Это и есть результат открытой системы разработки, в которой участвуют все желающие. Сегодня “виртуальный коллектив” разработчиков Linux, т. е. тех, кто входит в новостные группы, занимается тестированием и совершенствованием системы, составляют примерно 10 тыс. человек.
По данным аналитика рынка компании DataPro, входящей в состав Gartner Group, сегодня Linux уже используют в 14% опрошенных компаний. На рис. 3 приведены сравнительные данные о популярности Linux и других ОС. В компаниях может использоваться не одна ОС, поэтому общая сумма превышает 100%.
Признание
Приверженцев Linux можно встретить во многих странах, но компании, распространяющие Linux, находятся большей частью в США. И все же по родословной это продукт европейский, хорошо известный также в России и Восточной Европе, а корпоративная Америка открыла его только сейчас.
В 1998 г. для ОС, доселе входившей в компании “с черного хода”, неожиданно распахнулись парадные двери. Среди новых приверженцев Linux оказались Oracle, Informix, Netscape, Corel, Adaptec и Sun. Знающему читателю состав группы поддержки скажет о многом.
Sun Microsystems
Еще январский номер журнала SunWorld в статье, рассказывающей о Linux, представлял ее читателям как незнакомку. Спустя семь месяцев практически весь августовский номер SunWorld отдан Linux. Корпорация Sun рассматривает эту ОС не как конкурента Solaris, а, естественно, как конкурента Windows NT и активно поддерживает одного из ведущих распространителей Linux компанию Red Hat.
Oracle
9 сентября Oracle объявила о стратегии взаимодействия с основными компаниями, работающими с Linux, - Red Hat Software (www.redhat.com), VA Research (www.varesearch.com), S.u.S.E (www.suse.com) и HiTech (www.pht.com). Корпорация намеревается не только поддерживать эти фирмы, но в известной мере воспользоваться опытом их работы со свободно распространяемым ПО. Так, например, первые 5000 разработчиков, которые зарегистрируются как участники программ Linux Early Adopter Program на сайте Oracle Technology Network (technet.oracle.com), смогут получить предварительную версию Oracle8 для Linux на платформе Intel.
Поставка Oracle8 для Linux намечается на конец 1998 г. В I квартале 1999 г. предполагается начало поставок Oracle Applications для Linux на платформе Intel. С появлением этих продуктов для пользователей открывается возможность создания корпоративных приложений масштаба предприятия.
Informix
В июле компания Informix Corporation впервые предложила свой продукт Informix-SE разработчикам, работающим под Linux. Свободную лицензию на Informix-SE и ESQL/C корпорация предоставляет любому пользователю, зарегистрировавшемуся в Informix Developers Network (www.informix.com/idn). Эти продукты уже работают под Linux, распространяемой компаниями Caldera и S.u.S.E; с Red Hat ведутся переговоры.
Может быть, это наш шанс?
В свое время о химическом оружии говорили как об “атомной бомбе для бедных”. Не станет ли Linux “оружием”, полезным для России с ее мощным интеллектуальным потенциалом и бедной материальной базой? Появление коммерческих продуктов, которые могут работать на слабых и не слишком современных аппаратных платформах, дает огромное преимущество тем, кто не испытывает привязанности к “коробочным” продуктам.
И еще одна интересная для небогатой страны идея - создание суперкомпьютеров из стандартных ПК. В апреле в Лос-Аламосской лаборатории 68 ПК были объединены в единую машину для параллельных вычислений. Такой суперкомпьютер “сделай сам” обошелся на порядок дешевле сравнимой коммерческой машины, при этом известно, что он проработал под Linux без перезагрузки свыше трех месяцев.
Аналогичную работу по проекту Topcat ведут в университете Южного Квинсленда в лаборатории Beowulf class SuperComputer (http://www.sci.usq.edu.au/staff/jacek/topcat/). Последняя версия, собранная в декабре 1997 г., стоила примерно 15 тыс. долл. В нее вошли следующие компоненты:
- главный узел (12 Гб на жестком диске, два процессора PII 233 МГц, 384 Мб ОЗУ);
- коммутатор BayStack 350T 100 Mбит;
- восемь бездисковых клиентских однопроцессорных узлов (P120, 64 Mб ОЗУ);
- три бездисковых клиентских двухпроцессорных узла (два процессора P160, 128 Mб ОЗУ).
Все узлы работают под управлением Red Hat Linux 5.0.
Linux “живет” в России не первый год. Поэтому я обращаюсь к тем, кому эта тема интересна: давайте налаживать связь. Как говорил один знакомый доктор: “Вреда не будет, а может быть, поможет”.
С автором можно связаться по адресу: cherniak@pcweek.ru.