ВОПРОС: В сознании молчаливого компьютерного большинства сложилось представление о том, что за сложным ПО обязательно стоят мощные производители и оно распространяется на коммерческой основе (альтернатива - пиратство). Однако ни фирмы, ни общественной организации, отождествляемой с Linux, нет. Каким правилам подчиняется ее распространение?

В. В.: Распространение открытого ПО (ОПО), в том числе и Linux, построено на иных принципах. Вы можете не только пользоваться им, но и вносить в него произвольные изменения, модифицировать, развивать или встраивать его в свои проекты. Поэтому, как правило, ОПО распространяется с исходными текстами. Для любого продукта существует лицензия, оговаривающая права автора программы и ее пользователей. Обычно применяется одна из двух типовых схем лицензирования - GNU Public License или Artistic License. И та и другая запрещают плагиат: нельзя выдавать чужой продукт за свой собственный и распространять его как коммерческий, а если вы внесли модификации, то при распространении (продаже) своей версии вы должны включить в нее (без дополнительной оплаты) и первоначальный вариант со всей документацией и указанием источника. Ваша программа должна поставляться с исходными текстами и допускать возможность дальнейшего развития.

Кроме того, вы не имеете права налагать на покупателя такого продукта никаких дополнительных ограничений по его использованию - он может делать то же самое! Это очень схематичное описание лицензии, в ней оговорено довольно много условий, которые исключают привычный метод “украл - переписал - продал”. Спекулянтов, перепродающих коробки с программными продуктами для Linux-систем, нет и быть не может!

Однако, что очень существенно, лицензии предусматривают право на возмещение затрат.

ВОПРОС: Система разработана виртуальным, в полном смысле этого слова, коллективом, но она живет, развивается и появляются новые версии. Как складывается механизм совершенствования этой ОС, что представляет собой коллектив разработчиков?

В. В.: Linux имеет много общего с Интернетом. Их общность определяется тем, что они родились в новой экосистеме, поддерживаемой сетевыми технологиями. Действительно, не существует какого-либо организованного сообщества под названием Linux, как не существует и компьютерной сети под названием “Интернет”, они виртуальны и реальны одновременно.

Для обеспечения целостности проекта достаточно всего нескольких десятков активистов, которые координируют всю деятельность на общественных началах. Этих людей очень просто найти, их имена указаны в самой системе. Известно, что Linux распространяется в исходных текстах, поэтому в коде любой составляющей системы вы можете обнаружить имя специалиста (и, естественно, его e-mail), ответственного за тот или иной участок. Огромное число энтузиастов, разбросанных по всем странам и континентам, вкладывают свою лепту в строительство общего дома.

ВОПРОС: А что же движет людьми, отдающими Linux силы и время?

В. В.: Множество факторов: это и желание соучаствовать в создании хорошей операционной системы, и самолюбие, и удовлетворение определенных амбиций, и многие другие мотивы, которые на практике служат одной цели - сделать Linux лучше. Безусловно, есть еще и мотивация, вызванная инакомыслием или оппозиционностью по отношению к молчаливому большинству.

Наличие добровольных экспертов создает систему поддержки, отличную от коммерческих систем. Если у вас возникает вопрос, то задайте его участникам телеконференции, и можете быть уверенными, что получите ответ в течение суток. Он будет кратким, содержательным и рассчитанным на ваш профессионализм, но не ожидайте ответа на блюдечке с голубой каемочкой. Кстати, если вы поленились прочитать документацию к программе, вызвавшей затруднение, то ответ может оказаться достаточно резким - лентяев и интеллектуальных паразитов линуксоиды не любят.

ВОПРОС: Альтруизм - вещь великолепная, но, во-первых, все мы люди земные, и материальные интересы не чужды никому. А во-вторых, как бы не было велико бескорыстие, развитие системы требует все же каких-то средств. Как обстоит дело с экономикой? Этот вопрос интересует тех, кто хотел бы начать работу с Linux.

В. В.: О последней волне инвестиций крупных западных компаний в Linux говорить не будем, для нас они не актуальны. Предположим вы, живя в России, решили использовать эту ОС в практических целях.

Вначале о затратах (в конечном счете ни один ресурс, в том числе и операционная система, не может быть совершенно бесплатным). Работая с Linux, вы неизбежно несете определенные издержки. В любом случае, перекачали ли вы ее по сети или купили на диске, - вы потратились. Однако учтите, вы приобретаете не только ОС, но и компиляторы, и массу вспомогательных программ. В то же время система может стать и источником доходов.

Деньги на Linux зарабатываются в сфере услуг, причем достаточно реальных: установка системы под ключ, создание комплекса со своим программным обеспечением для решения вполне конкретной задачи, настройка чужой системы и т. д. Поскольку базовое программное обеспечение во много раз дешевле лицензионного коммерческого продукта и при этом, честно говоря, куда надежнее, то выигрыш для интегратора становится существенным, так как:

2 снижаются совершенно непроизводительные затраты на приобретение коммерческих программных средств, в основном это касается серверного ПО;

2 в несколько раз снижаются требования к аппаратным средствам, необходимым для решения конкретных задач. Например, для построения маршрутизатора с системой firewall, защищающей небольшую локальную сеть из десятка машин, требуется ПК 80386DX-40 с 8 Мб ОЗУ, стоимость которого не превышает $250. А сколько стоит специализированная firewall-система? Web-сервер на базе Linux может быть реализован на ПК 486DX4-100 с 16 Мб оперативной памяти.

Применение Linux позволяет эффективно использовать технику, которая имеется у заказчика, но по велению моды объявлена “устаревшей”, хотя и не выработала ресурс, заложенный в нее при проектировании и изготовлении.

ВОПРОС: Где же спрятаны деньги разработчиков?

В. В.: Здесь же! Ведь стоимость всего заказа значительно меньше, чем при использовании традиционных решений. А это дает, во-первых, преимущество в конкурентной борьбе за заказчика - причем качество получаемых решений по меньшей мере не хуже, а подчас лучше, и, во-вторых, переносит основную часть затрат (и прибыли) именно на создание ПО, установку и другие работы, выполняемые исполнителем. Иначе говоря, из всей стоимости заказа существенно меньшая доля уходит на непроизводительные потери.

В результате в выигрыше оказывается и заказчик - конечный результат обходится ему дешевле, и исполнитель - он получает больше!

ВОПРОС: Нередко можно услышать о сложностях установки Linux. Предубеждение к процедуре установки в известной степени возвращает нас к временам миниЭВМ, когда словосочетанием “генерация системы” пугали слабонервных. Так ли уж все страшно?

В. В.: При установке Linux вы создаете именно тот образ системы, который соответствует вашей аппаратной конфигурации. Для старта в дистрибутиве имеется минимальное ядро, действующее на время установки системы. Оно обеспечивает компиляцию из исходных текстов того, что вам реально нужно. Обычно скомпилированное ядро занимает примерно 400 Кб на жестком диске, оно разворачивается до 1 Мб в оперативной памяти. Linux генерируется честно, в системе нет “мертвых кодов”, в итоге вся система компактнее и работает быстрее. Совершенно естественно, что такая процедура не может быть проще той, которая сводится лишь к переносу на жесткий диск десятков мегабайтов и выполнению скромной настройки. Установка Linux несомненно требует определенной профессиональной подготовки.

На практике сложности возникают только при установке и конфигурировании системы. Сконфигурированная система работает без перезагрузок и перенастроек, сколь угодно долго. Кроме того, при изменении параметров той или иной системной программы (сервиса) не нужно перезагружать всю систему целиком! Достаточно приказать соответствующей программе повторно прочитать инициализационные файлы.

ВОПРОС: Не секрет, что Linux чаще всего рассматривается как альтернатива Windows NT. Какие серверные приложения под Linux вы считаете наиболее типичными? Можете ли вы описать те системы, которые были созданы с вашим участием?

В. В.: Прежде всего, позиции Linux исключительно сильны в Интернет-технологиях. На ее базе достаточно быстро и качественно строятся Web-серверы, маршрутизаторы и другое сетевое оборудование. В качестве примера приведем радиосеть на базе контроллеров пакетной связи, позволившую связать в единое целое цехи одного из тюменских предприятий - прокладка кабеля или непрерывная аренда нескольких телефонных линий потребовали бы в несколько раз больших затрат.

ВОПРОС: В чем преимущество Linux при создании ответственных приложений? Ведь в этой системе практически отсутствуют инструменты быстрой разработки RAD (Rapid Application Development)?

В. В.: RAD - инструмент обоюдоострый, и известно, что за все, в том числе и за удобства, приходится платить. Например, работая на Delphi, человек знает свою программу только на 70%, остальное - это неизвестные ему ресурсы, т. е. по сути программист не контролирует весь код. А ведь это совершенно неприемлемо в ответственных приложениях, особенно в тех, от которых зависит жизнь людей.

Как правило, критические приложения - это большие, сложные системы. Существующие же средства RAD по большей части ориентированы на быстрое создание прототипов реального ПО - в них основное внимание уделяется внешнему виду программы, соответствию “картинок” моде сезона. При этом ни о какой серьезной отладке программного обеспечения речи не идет, да и сама концепция RAD ее не предполагает: если ошибок на этапе компиляции не обнаружено, вы увидите на экране окна - такие же, как у всех!

ВОПРОС: Широко известны проекты создания параллельных машин, например проект Beowulf, с использованием на них Linux. Если я правильно понимаю, то для этой цели с равным успехом подошла бы любая другая ОС Unix. Linux же применяется потому, что она открыта и позволяет создателям этих машин быть свободными в своих решениях. Есть ли в вашем багаже аналогичные проекты?

В. В.: Linux никакими особыми преимуществами перед другими UNIX-системами не обладает, за исключением упомянутой открытости, ну еще компактности и скорости работы. А основа проекта Beowulf - Parallel Virtual Machines (PVM) - с успехом функционирует приблизительно на тридцати различных платформах, среди которых и Linux. Что же касается практического использования параллельных машин, то в настоящее время работоспособность этих решений на практике уже проверена (хотя, как оказалось, простое заимствование чужих разработок без собственного осмысления - бесполезно), и мы на основе этой технологии создаем высокопроизводительный распределенный SQL-сервер, построенный на основе кластера из 16 компьютеров под управлением Linux. Но о конкретных характеристиках говорить пока рано, отмечу лишь, что в основе лежит уже освоенный и доказавший свою надежность и неприхотливость к аппаратным средствам сервер Interbase.

ВОПРОС: Нелюбимый линуксоидами вопрос, но он интересует подавляющее большинство читателей: Linux и офис, совместимы ли они?

В. В.: Как ни удивительно, но подобные разработки для Linux уже существуют по меньшей мере три года. Прежде всего, отметим StarOffice, предложенный немецким коллективом разработчиков, он изначально ориентирован на совместное ведение документов и их подготовку для размещения в Интернете/интранете. Появление офисного пакета, удобного и доступного обычному пользователю, неизбежно. Сложность заключается в том, что создание продуктов, ориентированных на непрофессионалов, плохо совместимо с идеологией Linux. Ее сообщество предполагает наличие определенного профессионализма у своих членов. Видимо, эта проблема будет решена, как только начнется поставка в массовом порядке компьютеров с предустановленной Linux.

ВОПРОС: О распространенности Linux в мире хорошо известно. Складывается впечатление, что удельный вес этой ОС в нашей стране ниже, чем в Европе или США. В чем специфика Linux в России?

В. В.: Оценивая ситуацию в нашей стране, следует учитывать, что мы сталкиваемся с другим социальным опытом, с другой средой. Linux родилась в таком обществе, где роли личности уделяется огромное внимание, поэтому здесь сильны одиночки и очень велико индивидуальное начало. Чтобы прийти к Linux, необходимо предпринять внутренние усилия для преодоления стереотипов, избавиться от страха.

ВОПРОС: А все-таки, каковы, на ваш взгляд, перспективы Linux в нашей стране?

В. В.: В Windows реализован американский подход - быстрее начать, быстрее запустить, еще быстрее переустановить... Linux построена по другому принципу - долго запрягаем, но быстро едем, а это нам ближе. Кроме того, экономический кризис заставил людей задуматься о рациональности инвестиций в информационные системы, что способствует развертыванию новых проектов на базе Linux.

PC WEEK: Спасибо за беседу.

Вопросы Владимиру Водолазкому задавал обозреватель PC Week/RE Леонид Черняк.

Версия для печати