Наталья Шестопалова

Такова была тематика 4-й ежегодной конференции пользователей автоматизированных банковских систем (АБС), проведенной 27 ноября в Центральном Доме ученых компанией ФОРС - разработчиком финансового ПО. В ней участвовали представители 70 банков, ряда консультационных фирм, журналисты. Наряду с сообщениями фирмы о развитии своих разработок и продуктов был рассмотрен ряд концептуальных вопросов построения и использования информационных систем - как имеющих общий характер, так и актуальных в свете нынешнего кризиса.

Вопрос интеграции данных проходит красной нитью через весь процесс развития отечественных АБС, тем не менее, как сказал в своем выступлении президент ФОРС Леонид Викторов, “до сих пор банки не осознали в полной мере, что им может дать настоящая интегрированность”.

В современной АБС это направление следует рассматривать по ряду аспектов:

- по данным об операциях (подразумевается создание единого информационного структурированного пространства (горизонтальная интеграция);

- по технологическим участкам банковского бизнес-конвейера от фронт-офиса до менеджмента (вертикальная интеграция);

- по областям деятельности или финансовым инструментам (расчетно-кассовое обслуживание, кредиты, валютный рынок, ценные бумаги и пр.);

- по подразделениям (территориальная интеграция).

Такой подход должен обеспечить повышение оперативности при обслуживании клиентов и управлении многофилиальным банком в изменяющихся рыночных условиях, снижение затрат на управление, выявление ресурсов и возможность их концентрации в необходимом направлении.

Решение большинства аналитических задач базируется на оценке себестоимости банковских продуктов (БП) и услуг. Зная этот параметр, вы можете устанавливать реальные цены на БП для клиентов, располагать точными данными для управления финансовыми рисками, анализировать рентабельность БП и искать пути ее повышения; он необходим для практической работы центров прибыли. Подход аналитиков ФОРС к расчету себестоимости БП предполагает классификацию БП по таким критериям, как сфера возникновения и осуществления, место выполнения и общая клиентская база. При этом оценка должна быть произведена для всех периодов его жизни: маркетингового исследования, производства, продажи (потребления). Необходимым этапом расчета является разработка структуры БП, отражающей все статьи расходов банка на его создание и связанные с ним услуги, в том числе общебанковские: на амортизацию оборудования и транспортных средств, зарплату служащим и пр.

Другие вопросы, затронутые на конференции, касались организации стабильного в условиях кризиса банковского бизнеса - вопросов создания замкнутых контуров денежного обращения, роли и места мидл-офиса в интегрированной АБС в разрезе различных финансовых рынков (валютного, денежного, управления портфелем, кредитования и пр.), последних тенденций проблемы, оформленной в вопросе “покупать АБС или разрабатывать ее самим?” и др. В рамках конференции были проведены дискуссионные круглые столы.

Из продуктов разработчики ФОРС представили на конференции новые версии АБС “Ва-банк” - первой российской клиент-серверной системы на основе промышленной СУБД Oracle и SYMBOLS. Обе имеют как символьный, так и графический интерфейсы, а также расширенные функциональные возможности. Версию АБС SYMBOLS v.4 отличают от предыдущей (v. 2.56) новые модули по торговым операциям банка, по работе с ценными бумагами (векселями) и созданию мультимедийных киосков самообслуживания. В ней расширена подсистема обслуживания частных лиц: пакет Branch Teller автоматизирует фронт-офисные операции по обслуживанию удаленного клиента через интрасети, а программа Cyberbanking позволяет предоставлять розничные услуги (информационные, перевод средств со счета на счет, оплату коммунальных услуг, нефинансовые транзакции и пр.) через Интернет.

Недавно компания ФОРС, преобразованная в холдинг, переехала в новый офис по адресу: Москва, Трифоновский тупик, дом 3.

ФОРС: (095) 788-0772.

Как получить отчетность для Центрального банка России, работая на “западной” АБС?

Ведь одна и та же проводка - базовый элемент учетной системы - порождается в “их” и в “нашей” системах учета разными событиями, и нельзя построить однозначное соответствие между ними. Результатом решения практической задачи, направленной на сопряжение западной банковской технологии с российскими требованиями бухгалтерского учета, стала модель комбинированной системы на базе SYMBOLS. Основным технологическим элементом АБС SYMBOLS является банковский продукт (первичный документ - контракт, договор, сделка и пр.). Параметры описания продуктов, как статические, так и временные, практически совпадают с аналогичными в западных системах. Таким образом, возможен корректный перенос исходных данных из западной АБС в систему SYMBOLS. Дальнейшая их интерпретация в соответствии с бухгалтерской моделью SYMBOLS, настроенной на российский план счетов, позволит достигнуть поставленной цели. Возможно, в будущем ЦБ действительно начнет менять правила ведения бухучета в сторону международных стандартов, тогда архивы проводок “их” и “наших” систем станут сближаться и не будет надобности создавать таких искусственных “сиамских близнецов”.

Версия для печати