9 декабря стало известно о том, что в CHS-Merisel на должность старшего вице-президента компании принят Борис Щербаков, до этого в течение 6 лет возглавлявший отдел персональных компьютерных систем московского представительства Hewlett-Packard, а затем работавший в фирме “Партия” вице-президентом по маркетингу. Наш специальный корреспондент Владимир Митин попросил г-на Щербакова ответить на несколько вопросов.

Борис Щербаков: “Надо двигаться дальше!”

PC Week: Борис Иванович, оставив должность начальника отдела персональных компьютерных систем в Hewlett-Packard и перейдя на руководящую работу в торговую фирму “Партия”, вы объяснили этот шаг стремлением попробовать себя в чисто российском и менее заорганизованном бизнесе. Теперь вы снова вернулись в компанию, акции которой принадлежат западным инвесторам. Чем это вызвано?

Борис Щербаков: Я уже раньше говорил, что основной причиной ухода из “Партии” (а это было еще в начале августа и никак не связано с кризисом) стали серьезные расхождения во взглядах на принципы управления.

Я могу подтвердить, что, действительно, степень заорганизованности в российских компаниях меньше, чем в больших транснациональных корпорациях, процесс принятия решений намного быстрее, реакция на изменения рынка - оперативнее. Везде есть свои плюсы и минусы, трудно найти идеальную компанию с точки зрения методов управления.

“Мерисел” уникальна в этом смысле - с самого начала своего присутствия на российском компьютерном рынке, с 1990 г., она строилась на проверенных западных принципах менеджмента. Так что в какой-то мере я получил то, что хотел, - удачное сочетание российских и западных элементов.

Иностранные инвесторы не оказывают определяющего влияния на выбор стратегии развития и тем более на оперативную деятельность. Инвестор заинтересован лишь в прозрачном и прибыльном бизнесе, иначе к чему бы ему покупать кого бы то ни было вообще? Здесь именно этот случай - компания отстроена, принципы менеджмента близки и понятны, финансовое положение стабильное, каналы продаж наработаны и т. д. В одном из последних номеров уважаемого мной журнала “ИнфоБизнес”, кстати, было отмечено, что, дескать, CHS скупила российский “Мерисел”, чтобы “прирастить перспективный бизнес, который стал жертвой (выделено мной. - Б. Щ.) плохого руководства или неудачного стечения обстоятельств”. Абсурднее мотив представить трудно... Благотворительность, да и только.

PC Week: Что будет входить в ваши обязанности на посту старшего вице-президента компании? Как изменилась структура CHS-Merisel в связи с вашим приходом?

Б. Щ.: Так получилось, что в этом году из компании ушло несколько вице-президентов, возникла необходимость изменить структуру управления коммерческой деятельностью, централизовав ее в той степени, которая необходима для повышения эффективности принятия решений и контроля за их исполнением. Я был приглашен на должность старшего вице-президента по коммерческой деятельности, с тем чтобы в какой-то мере разгрузить президента компании Михаила Краснова от оперативной рутинной работы и, кроме того, отстроить собственную вертикаль управления, при которой все вопросы торговой деятельности - дистрибуция, проектная часть ее, маркетинг, развитие бизнеса и т. д. - подчинялись бы единой коммерческой задаче, выражающейся в достижении прибыли, удовлетворяющей и нас, и “спасителей” (см. “ИнфоБизнес”, № 48/98, с. 24), - т. е. инвесторов. Сейчас идет доводка схем и функциональных обязанностей всех уровней управления компании с привлечением независимых консультантов из лондонской компании VIA International. Так что с моим приходом структура компании не претерпит серьезных изменений, все функциональные блоки (cost-centres, простите за англицизм) остаются и продолжают работать, просто задачи для каждого из них будут формулироваться исходя из требований развития бизнеса.

PC Week: В чем будут заключаться ваши первые шаги по укреплению бизнеса CHS-Merisel?

Б. Щ.: Начнем со структуры и отлаживания механизмов мотивации. Бизнес “Мерисел” в 1998 г. сократился почти на 15% по сравнению с предыдущим годом, однако уже сейчас уровень продаж достиг предкризисного уровня, но надо двигаться дальше. Рынок, несмотря на первоначальные панические настроения, развивается хотя и медленно, но верно, и нужно активно готовить необходимые предпосылки внутри компании для расширения бизнеса. Есть задумки по значительной стимуляции продаж техники Hewlett-Packard, доля которой сегодня неподобающе низка. Планируем расширить группу поставщиков, по-прежнему опираясь на ведущих производителей компьютеров и оргтехники, в перспективе - выход на параллельные компьютерному рынки высокотехнологичных товаров. Безусловный приоритет - развитие региональных партнеров, вообще развитие дилерской сети, включая новые элементы управляемого кредитного риска.

Сложилась парадоксальная ситуация, при которой CHS-Merisel испытывает избыток средств финансирования из-за того, что планировавшиеся и поступившие кредитные ресурсы превышают уровень платежеспособного спроса, так что задача наращивания объемов продаж весьма актуальна!

Версия для печати