Криста Деньян, Ли Пендер
Web-порталы перерастают рамки потребительской сферы. Их корпоративные сородичи начинают набирать популярность по мере выпуска производителями - такими, как фирмы Plumtree Software, Glyphica и Corechange, - специализированного ПО, предназначенного для объединения информационного наполнения внешнего и внутреннего происхождения и создания единого представления в браузере пользовательского рабочего пространства.
Одновременно корпорация Oracle и другие поставщики ERP-систем собираются оснащать свои продукты интерфейсом в форме порталов, а универсальные Web-порталы пополняют имеющийся репертуар настраиваемыми службами делового назначения, привлекая корпоративных пользователей.
Ориентированные на узкую аудиторию корпоративные порталы могут избавить менеджеров ИТ от головной боли, связанной с управлением информационным наполнением Web и настройкой интерфейсов для конкретных пользователей.
“Прежде чем мы обзавелись своим порталом, у нас не было никакого инструмента для централизованного обмена корпоративной информацией - только файловый сервер, - вспоминает Дейвид Портер, директор по ИТ корпорации Optiva (Сноквалми, шт. Вашингтон), производителя зубных щеток Sonicare. - Мы выкладывали эту информацию в сеть и говорили пользователям: "Желаем удачи в поисках того, что вам нужно"”.
Теперь Optiva использует ПО Plumtree Corporate Portal 3.0 (это новейшая версия продукта Plumtree) для распространения среди 600 своих сотрудников, как работающих в офисе, так и удаленных, информации от отделов продаж, кадров, исследований и разработок. В будущем компания планирует сделать еще и экстранет-версию своего портала, чтобы им могли пользоваться клиенты и партнеры.
Портал, построенный на базе ПО Corporate Portal фирмы Plumtree, допускает встраивание
в него ПО и Web-служб независимых производителей
Фирма Plumtree (Сан-Франциско, шт. Калифорния) официально анонсировала версию 3.0 своего продукта в начале июля. Этот пакет ценой 100 тыс. долл. основан на новой архитектуре Active Portal, которая позволяет включать в пространство портала ПО и Internet-службы независимых разработчиков. Делается это с помощью специальных интеграционных компонентов Portal Gadget.
Plumtree уже разработала такие Gadget-компоненты для пакетов Exchange корпорации Microsoft, Notes корпорации Lotus Development, ПО управления отношениями с клиентами корпорации Onyx Software и оперативной службы фирмы Excite@Home.
Между тем другая компания, Glyphica (Маунтин-Вью, шт. Калифорния), приступила к поставкам версии 3.0 своего ПО InfoPortal.
Эта версия (ее цена 225 тыс. долл.) позволяет создавать персонализуемые представления информации, поддерживает интерфейс прикладного программирования ODBC (Open Database Connectivity), а кроме того оснащена функциями автоматизации документооборота. Появились и две новые специализированные редакции комплекта, предназначенные для отделов продаж и маркетинга.
“По мере увеличения числа читателей и менеджеров, работающих с нашей интрасетью и публикующих в ней все новую и новую информацию, управлять системой становится все труднее”, - жалуется Джим Макседон, вице-президент по электронным каналам в группе компаний Wells Fargo (Сан-Франциско, шт. Калифорния), специализирующихся на маркетинге в области взаимных операций крупных банков. Еше до окончания III квартала Макседон собирается развернуть портал на базе InfoPortal, призванной обслуживать нескольких тысяч сотрудников.
По-новому подошла к задаче настройки порталов компания Corechange (Бостон, шт. Массачусетс). Ее комплект ПО Coreport 2.0 (цена $290 на пользователя) обеспечивает персонализацию данных с учетом роли пользователя в фирме. Продукт комплектуется средствами интеграции с программами Microsoft Outlook и Microsoft Exchange, Lotus Notes, SAP R/3, SQL-СУБД, унаследованными приложениями и популярными источниками новостей деловой тематики. Выпуск этого ПО запланирован на 1 августа.
Фирма Wall Data (Киркленд, шт. Вашингтон) сказала, как считает ее руководство, новое слово в технологии порталов, выпустив в июле версию 3.0 своего ПО Cyberprise. В его основе лежит идея построения электронных “поселений”, обитатели каждого из которых получают свой “поселковый” портал с настроенным представлением информации.
ПО Cyberprise 3.0 (цена - 25 тыс. долл.) предлагает администраторам процедуру публикации материалов методом “перетащи и оставь”, а также основанный на XML (расширяемый язык разметки) интерфейс прикладного программирования.
Одного из пользователей продукта Wall Data привлекает в нем легкость инсталляции. “Его интерфейс чрезвычайно прост, - говорит вице-президент по ИТ фирмы Austin Travel (Мелвилл, шт. Нью-Йорк) Стюарт Остин. - [Развертывание этого продукта] не требует введения специальной штатной единицы”.
На фоне столь бурной активности начинающих компаний многие производители ПО ERP сами занялись корпоративными порталами. В сущности, только Oracle (Редвуд-Шорз, шт. Калифорния) все еще не выработала собственной стратегии в данной области. Но вскоре и она присоединится к остальным - на сентябрь намечен дебют ее пакета для построения структурированных порталов. Дополнительные технологии и информационное наполнение для этого продукта должны быть обеспечены прорабатываемыми Oracle в настоящее время партнерскими соглашениями.
Даже такие участники рынка Internet, как корпорация Netscape Communications (Маунтин-Вью, шт. Калифорния) и конгломерат компаний CMGI (Андовер, шт. Массачусетс), включаются в общую игру в расчете довести свое информационное наполнение и службы до настольных машин деловых пользователей. Например, с начала текущего года Netscape предлагает фирмам доступ к службам для предприятий Custom Netcenter.
“Специализированная версия Netcenter позволила организовать через Web общение между сотрудниками различных подразделений”, - с удовлетворением отметил Гарри Макканн, менеджер по продуктам и услугам на базе глобальных сетей в корпорации Marshall & Isley (Милуоки, шт. Висконсин). Она недавно заключила с Netscape договор на поддержание корпоративного портала.
Представители CMGI, выкупившей в июле у корпорации Compaq Computer поисковый сервер AltaVista, поговаривают о перспективах создания “мегапорталов”, в которых могли бы найти применение различные технологии многочисленных Internet-подразделений CMGI, включая новую компонентную архитектуру фирмы Planet Direct (Андовер, шт. Массачусетс), разрабатывающей порталы для своих клиентов.
А Planet Direct тем временем завершила версию 2.0 своей платформы построения порталов. Эта технология, практическое применение которой должно начаться нынешней осенью, позволит пользователям создавать персонализированные виды представления порталов своих корпораций и связанных с ними узлов.
InfoSpace продолжает осваивать виртуальные пространства
Скот Питерсен
Практически нет особой разницы между порталами, предназначенными для корпоративных и индивидуальных пользователей. Все дело исключительно в информационном наполнении. Именно поэтому каждый владелец портала стремится заключить соглашения о поставке информации и услуг с возможно большего числа Web-узлов.
“Рынок корпоративных порталов (КП) готов к взрывообразному росту”, - считает главный исполнительный директор фирмы InfoSpace.com (Редмонд, шт. Вашингтон) Навин Джейн.
InfoSpace планирует совместные работы с партнерами-разработчиками по доставке на КП продуктов и служб, которыми эта компания уже сейчас обеспечивает такие узлы, как AOL.com, Netcenter, WSJ.com и многие другие.
А тем временем Джейн, в прошлом один из руководителей корпорации Microsoft, переосмысливает концепцию услуг, предоставляемых InfoSpace, рассчитанным на индивидуальных пользователей порталам. В течение предстоящих нескольких месяцев его компания собирается развернуть две новые инициативы - в сфере электронной торговли и в области средств ориентирования для порталов.
Первая инициатива - ActivePromotion - направлена на дальнейшее развитие действующей интегрированной службы ActiveShopper, пользователи которой имеют возможность получать из разных мест и сравнивать сведения о ценах и доступности товаров и услуг.
Служба ActivePromotion (она должна быть запущена в эксплуатацию к концу лета - началу осени) станет средством предоставления информации, используемой в оптовой торговле и для продвижения продуктов на рынок. Реальные магазины смогут пользоваться ею для привлечения покупателей в виртуальные магазины, и наоборот.
На следующем этапе, который намечен на начало осени, InfoSpace выпустит ПО Desktop Portal с интерфейсом в форме дополнительной панели инструментов на экране настольного компьютера, с которого обеспечивается доступ ко всем службам какого-либо портала.
По словам Джейна, Desktop Portal обеспечит пользователям доступ к содержащимся на нем ссылкам на Web-ресурсы, средствам поиска, услугам электронной почты и систем моментального распространения сообщений; загрузки Web-страниц портала в браузер при этом не требуется.
Список партнеров компании, поддерживающих службы портала Desktop Portal, будет анонсирован осенью одновременно с его выпуском.