Свыше двухсот человек (около ста - из подразделений Правительства Москвы, префектур и различных федеральных структур и примерно столько же - из коммерческих структур и фирм, специализирующихся в области информационных технологий) приняли участие в ежегодном семинаре “Информационные ресурсы Москвы”, прошедшем с 29 июля по 1 августа и организованном Институтом развития Москвы (www.mdi.ru) при поддержке Комплекса перспективного развития города, Департамента экономической политики и развития г. Москвы и Московского комитета по науке и технологиям.
По сложившейся традиции уже пятый по счету семинар проходил на воде: на этот раз на борту четырехпалубного теплохода “Георгий Димитров”, совершившего круиз по маршруту Москва - Ярославль - Москва. Спонсорами семинара выступили хорошо известные на компьютерном рынке компании IBS (www.ibs.ru) и “Анкей” (www.ankey.ru), недавно образованная (см. PC Week/RE, № 28/99, с. 5) ассоциация “Сириус” (www.sirius.ru), а также риэлтерская фирма “Собор СМ”, планирующая создание информационной системы поддержки ипотечного кредитования.
Осмотр Толгского женского монастыря (г. Ярославль) -
кульминация культурной части семинара
На теплоходе в течение четырех дней обсуждались проблемы, имеющие принципиальное значение для развития информационной и телекоммуникационной структуры столицы. В частности, отдельные доклады и круглые столы были посвящены таким актуальным темам, как “Перспективы развития телекоммуникаций в городе” (с докладами выступили первые лица компаний “Арсеналъ”, “Инфодом”, “Комкор”, Lotus Development, а также начальник Информационно-технологического центра мэрии Алексей Михайлов), “Интеллектуальные здания” (“АйТи”, “Анкей”, “Глобус-Техно”, IBS), “Защита информации” (“Анкей”, “Инфосистемы Джет”, “Элвис+“), “Проблема 2000 г.” (“АйТи”, “Крафтвей Корпорейшн ПЛС”, “РТСофт”, Novell, Stins Coman), “Единая картографическая основа г. Москвы” (Мосгоргеотрест), “Регистрационные и кадастровые автоматизированные системы и их роль в муниципальном управлении” (Институт развития Москвы, Комплекс перспективного развития города, МосгорБТИ, “ГИВЦ Москвы”, “Инсофт”, “Инэк”, HP, IBS, Intergraph, SAS Institute).
Предлагаем вашему вниманию беседу нашего специального корреспондента Владимира Митина с главными идеологами семинара - Еленой Мамышевой (заместитель директора Института развития Москвы) и Светланой Бачуриной (первый заместитель начальника отдела первого заместителя премьера Правительства Москвы, руководителя Комплекса перспективного развития города).
PC Week: Расскажите, пожалуйста, о целях нынешнего семинара.
Елена Мамышева: “Главная цель семинара -
повышение эффективности работы городских структур”
Елена Мамышева: Цель семинара - интеграция усилий московских городских структур, обобщение результатов их деятельности и построение планов на будущее. Город как объект управления представляет собой достаточно сложную территориально-отраслевую систему. Поэтому в Правительстве Москвы имеются десятки управлений, департаментов и комитетов. Для эффективной координации деятельности этих структур существуют пять комплексов:
- городского хозяйства;
- перспективного развития;
- экономической политики и имущественно-земельных отношений;
- территориального управления;
- социальной защиты.
Оптимизация взаимодействия между комплексами и оптимизация обмена данными между информационными системами, которые работают в этих комплексах, - вот главные темы обсуждения на нашем семинаре.
Светлана Бачурина: “Уровень выполненного проекта
зависит не только от компетентности исполнителя,
но и от компетентности заказчика”
Светлана Бачурина: Участники семинара примерно поровну делятся на две категории. Первая - это специалисты Правительства Москвы и некоторых других государственных структур, а вторая - сотрудники фирм-разработчиков и фирм, предоставляющих продукцию и услуги. Организуя семинар, мы хотели, чтобы вторая категория участников (выступавшие) состояла из профессионалов самого высокого уровня, а первая (слушатели), независимо от ранга, сидела и прилежно училась. Ведь качество выполненного проекта зависит не только от компетентности исполнителя - фирмы, способные выполнить городской заказ на должном уровне, хорошо известны, - но и от компетентности заказчика.
Наш семинар называется “Информационные ресурсы Москвы”. Многие говорили, что это название не отражает сути поднимаемых на нем проблем, поскольку главное - информационные системы, автоматизированные технологии и методы доступа к данным. Но жизнь доказала нашу правоту. Ведь настоящая база данных (как одна из форм информационного ресурса) - это не просто набор цифр и символов, занесенных неизвестно кем и неизвестно на основе чего. “Баз данных” городского масштаба накоплено довольно много. Еще на прошлогоднем нашем семинаре (см. PC Week/RE, № 36/98, с. 26. - В. М.) утверждалось, что их свыше двухсот. Но кто даст голову на отсечение за достоверность той информации, которая в них хранится? Настоящая база данных должна строиться на основе официальных документов. Мы только начинаем внедрять культуру создания истинных информационных ресурсов.
PC Week: Какие доклады вы считаете ключевыми?
Е. М.: Построение эффективных информационных систем невозможно без надежной связи. Поэтому один из ключевых докладов - “Перспективы использования Московской волоконно-оптической сети в интересах реализации различных городских программ” (его сделал заместитель генерального директора МТК “Комкор” В. В. Краснобаев).
Другая важная проблема - создание единой картографической основы г. Москвы. В этом году мэр подписал соответствующее постановление. Это - эпохальное событие. Известно, что в 1991 - 1993 гг. очень многие разработчики городских информационных систем начинали с того, что создавали ГИС-технологии. Естественно, была масса предложений и возник разнобой. Поэтому во весь рост встала проблема стандартизации. Круглый стол по Единой картографической основе помог очень быстро выявить позиции всех заинтересованных сторон, найти общий язык и сформулировать основные пути достижения поставленных целей. В результате ровно через неделю после завершения семинара была полностью разработана и согласована программа создания Единой картографической основы Москвы и выделены средства на реализацию первого этапа (около 2 млн. руб.). Более того, в течение недели мы с точностью до 10 тыс. руб. полностью определили, кто, что и в какие сроки будет делать, каким образом будет отчитываться, кто с кем будет взаимодействовать, кто будет генподрядчиком, кто субподрядчиком и т. д. Разумеется, работы в этом направлении шли и раньше, но полное взаимопонимание достигнуто только теперь.
Из новых проблем, поднятых на семинаре, я бы выделила проблему создания так называемых интеллектуальных зданий. В городе идет большое строительство, вводятся в эксплуатацию офисные помещения как для использования в городском хозяйстве, так и для сдачи внаем. К сожалению, уровень знаний о том, что представляют собой современные офисные системы и что предлагается на рынке (как зарубежными, так и отечественными фирмами), зачастую недостаточен для составления грамотного технического задания. Поэтому на нынешний семинар мы пригласили представителей некоторых крупных строительных фирмы, а сотрудники компаний IBS, “Анкей” и “АйТи” рассказали о решениях, которые они сегодня предлагают. Замечу, что выступления специалистов этих фирм было интересно послушать не только строителям, но и государственным чиновникам, которые отвечают за реализацию городских программ.
Ведь нужно соорудить здание и ввести его в эксплуатацию так, чтобы выделенные на это деньги вернулись как можно быстрее. Но дело не только в коммерческой привлекательности недвижимости, построенной для сдачи в аренду. Есть примеры, когда внутренняя структура здания выполнена очень хорошо, но его обитатели не могут выйти во внешнюю информационную среду, поскольку необходимы сертифицированные защитные экраны, об установке которых проектировщики здания просто не задумывались.
Впрочем, все темы нашего семинара актуальны. Взять, например, проблему безопасности информации. Это общегородская проблема. Она обычно возникает тогда, когда накоплены значительные массивы данных. В Москве уже сформированы достаточно серьезные информационные ресурсы (первая концепция их формирования была утверждена Правительством Москвы восемь лет назад - в декабре 1991 г.): это информация Земельного комитета, Комитета социальной защиты (крупнейшая база данных по всем пенсионерам города), Департамента муниципального жилья (по квартирному фонду Москвы, по сделкам, производимым с жильем, по сделкам приватизации и т. д.). Кроме того, есть база данных обо всех строительных фирмах, действующих на территории столицы, и обо всех зданиях, возводимых этими фирмами (в том числе в обозримом будущем). Не секрет, что информация, имеющаяся в этих базах, может служить самым разным целям. Видимо, все читали западные детективы, в которых злоумышленники с большой выгодой для себя использовали информацию о том, кто, где, когда и что будет строить. Понятно, что защита подобных информационных ресурсов от несанкционированного доступа весьма актуальна. На семинаре, посвященном безопасности информации, выступили практически все участники этого рынка, действующие в Москве (“Инфосистемы Джет”, “Анкей”, “Элвис+”). Мы также очень благодарны Гостехкомиссии РФ, которая направила на наше мероприятие своего представителя. Не открою тайны, если скажу - в городе уже существует план комплексного подхода к системам безопасности.
PC Week: Кто обычно выступает в качестве заказчика муниципальных информационных систем и их компонентов?
Е. М.: В Москве уже много лет действует очень стройная и логичная система формирования заказов на информатизацию городских структур. Существует Департамент экономической политики и развития Москвы (ДЭПР). Он, в частности, разрабатывает инвестиционную программу в области информатизации (затем эта достаточно обширная - стопка страниц в палец толщиной - программа утверждается мэром города) и следит за ее исполнением. Финансирование программы идет отдельной строкой в общей инвестиционной программе Правительства Москвы. Мало какой из городов может этим похвастаться. В качестве непосредственного заказчика выступает либо сам ДЭПР (если речь идет о продуктах общесистемного назначения), либо Московский комитет по науке и технологиям (в случае создания отраслевых, ведомственных или территориальных систем). Кроме того, в качестве самостоятельного заказчика выступает ГУВД Москвы. Компьютеризация столичных служб осуществляется не только за счет бюджета. В городе существуют различные внебюджетные фонды, которые также направляют деньги на развитие информационной структуры (именно на средства из внебюджетных фондов были созданы мощнейшие информационные системы, обслуживающие нужды Комитета муниципального жилья и строительного комплекса). Естественно, распределение городских заказов ведется на конкурсной основе.
С. Б.: Раз в год ДЭПР проводит тендер на право поставок ПО и оборудования для нужд города. По результатам этих тендеров в столице сложился достаточно постоянный круг компьютерных фирм (около 20), которые систематически работают по заказам Московского правительства. Имеется также относительно постоянный круг служащих городских структур, которые занимаются вопросами информатизации. Поэтому всегда ясно, кто конкретно отвечает за принятие того или иного решения. Как уже отмечалось, в городе существует пять крупных комплексов и в каждом из них есть уполномоченный по информатизации, подчиняющийся непосредственно руководителю комплекса и формирующий заявку от комплекса на год. Фактически эти уполномоченные и являются ключевыми фигурами, формирующими инвестиционную программу Москвы в области информатизации.
PC Week: Много ли средств выделяется столичными властями на информатизацию городских структур?
Е. М.: В 1999 г. на реализацию 192 информационных проектов, выполняемых в рамках городской инвестиционной программы, из бюджета выделено около 80 млн. руб. Это не так много: если учесть, что в столице приблизительно 10 млн. жителей, то на каждого москвича ежегодно расходуется примерно 8 руб. “информационных” денег. Впрочем, в других российских городах средств на информатизацию муниципальных структур (в пересчете на душу населения), насколько я знаю, выделяется еще меньше.
Муниципальная информационная система - не самоцель
Товарищи информатизаторы!
Вы должны понимать, что ваши системы сами по себе никому не нужны. Городу нужны свет, тепло, новые квартиры, порядок на улицах и т. д. А ваши системы нужны лишь для того, чтобы помочь в обеспечении всего этого...
(Из выступления Владимира Толочко, заместителя начальника
Управления инвестиционной политики и финансирования из
городских источников)