В конце октября в Санкт-Петербурге в Большом зале Таврического дворца прошла четвертая международная научно-практическая конференция “Информационные технологии на железнодорожном транспорте (Инфотранс-99)”.
Особый интерес конференции придавала недавно появившаяся информация о зарождении в недрах МПС некоего таинственного ЗАО “Транстелеком”, которое в ближайшем будущем намеревается стать одним из крупнейших операторов связи в России и уже владеет капиталом в размере 800 млн. долл. (51% этой суммы составляет доля МПС).
Президент ЗАО “Транстелеком” Г. К. Шаповаленко (слева)
и руководитель департамента информатизации и связи
МПС В. С. Воронин
Поэтому многих интересовало, что с технической точки зрения представляют собой проекты стоимостью в сотни миллионов долларов, а точнее, что стоит за “Концепцией создания цифровой сети связи МПС”, принятой еще в 1997 г.? Именно в этом документе была определена программа развития ИТ на транспорте на период до 2001 г.
Новая стратегия автоматизации
“Инфотранс-99” оказалась местом, где ответы на вопросы можно было получить из первых рук. Основной источник информации - доклад замминистра МПС А. С. Мишарина.
А. С. Мишарин начал свое выступление с обоснования причины того, почему, собственно, отрасль нуждается в такой серьезной информационной реорганизации. Масштабы предстоящей работы действительно очень велики, размер инвестиций, согласно “Концепции...”, достигнет астрономической величины 2 млрд. долл., но, по мнению замминистра, деньги вкладываются в необходимое для отрасли дело.
В 80-х годах была проделана большая работа по внедрению информационных технологий, но тогда господствовала довольно примитивная стратегия “снизу-вверх”, вполне соответствующая дефицитной экономике. Транспортники по сути стремились автоматизировать только отдельные, наиболее сложные и трудоемкие процессы. Поэтому автоматизация носила фрагментарный характер и касалась лишь управления потоками поездов и вагонов, финансовых расчетов, статистики и тому подобных задач. Ни о какой комплексной автоматизации технологических процессов речи тогда быть не могло из-за слабости имевшейся на тот период технической базы.
Сейчас ситуация изменилась, любые транспортные услуги перестали быть дефицитом и правила игры на рынке диктует потребитель.
Таким образом, возникла необходимость разработки и внедрения совершенно новых подходов к автоматизации. Если старые системы в основном были информирующими, то новые должны стать в подлинном смысле управляющими. Традиционная транспортная наука оказалась не вполне готова к такому повороту событий, поэтому для решения поставленных задач были привлечены ученые МГУ им. Ломоносова, ряда академических институтов, были специально созданы новые отраслевые НИИ, привлечены иностранные консалтинговые компании. В результате всей этой деятельности было решено создать новую отраслевую сеть связи, основой которой должна стать цифровая оптоволоконная сеть. С этой целью и было организовано акционерное общество “Транстелеком”. По мнению его учредителей, сочетание усилий МПС, одной из немногих на сегодняшний день дееспособных государственных структур, с более мобильной в своих действиях коммерческой структурой позволит за несколько лет создать мощную основу для развития информационной инфраструктуры МПС.
Заместитель министра МПС А. С. Мишарин
В строительстве сети участвуют многие западные компании, в том числе Siemens, IBM, Lucent Technologies, Alcatel, HP, Cisco Systems и т. д. При этом необходимые технические средства и комплектующие будут производиться и на территории России, например, волоконно-оптический кабель - на заводе “Трансвок”.
Сеть планируется создавать поэтапно, причем после окончания строительства каждого участка предусматривается разделение функций управления. Технологическим будут заниматься подразделения связи МПС, а коммерческое перейдет в руки “Транстелекома”, который, используя свободную емкость, займется предоставлением услуг связи, что будет способствовать более быстрой окупаемости проекта. Цифровая волоконно-оптическая сеть МПС охватит практически все освоенные территории России, за исключением полярных районов.
Руководство МПС учитывает и то, что железные дороги традиционно способствуют жизнеобеспечению значительных групп населения страны. Например, МПС имеет развитую систему медицинского обслуживания, которая должна быть равно доступна всем сотрудникам и членам их семей независимо от места жительства. Наличие сети связи уже сейчас позволяет внедрять телемедицинские подходы в практику лечебных учреждений.
Цифровая сеть - основа централизованной автоматизации
Более детально о задачах управления процессом информатизации и телекоммуникациями на железных дорогах рассказал В. С. Воронин, руководитель департамента информатизации и связи МПС. Он отметил, что цифровая волоконно-оптическая сеть позволит реализовать в системах управления транспортом подходы, характерные для многих других современных информационных систем.
До тех пор, пока имеются малопроизводительные каналы, целесообразнее использовать “толстые” автономно управляемые клиентские узлы и центральные ограниченной мощности. С появлением высокопроизводительных каналов связи рациональнее применить централизованные подходы к построению систем. В результате снижаются эксплуатационные издержки, повышается надежность и т. д.
Применительно к транспорту это означает сокращение локальных диспетчерских и других аналогичных им служб, их функции передаются в более мощные центры управления, стоящие на более высокой ступени иерархической лестницы. В планах министерства - создание еще более крупных центров, так называемых центров ситуационного управления.
Но у централизации есть оборотная сторона - это проблема информационной безопасности во всех ее проявлениях. Обеспечение информационной безопасности становится настолько важной задачей, что МПС начинает подготовку специалистов этого профиля в своих подведомственных вузах.
Задачи “Транстелекома”
На “Инфотранс-99” акционерное общество “Транстелеком” представлял его президент Г. К. Шаповаленко. ЗАО “Транстелеком” было основано в 1997 г. Акционерами компании являются все российские железные дороги.
“Концепция создания цифровой сети связи МПС” предусматривает создание на территории России единой магистральной цифровой сети, состоящей из магистральных волоконно-оптических линий связи общей протяженностью 35 505 км. Сеть соединит Европу с Америкой и Азией высокоскоростными линиями связи. За счет использования уже готовой инфраструктуры федерального железнодорожного транспорта (земельная полоса отвода, контактная сеть, устройства электроснабжения, технические здания и сооружения) значительно сокращаются сроки и стоимость строительства сети, что в конечном счете даст возможность сделать конкурентоспособными услуги местной, междугородной и международной связи.
Транспортный уровень сети реализован в виде волоконно-оптической сети и сети спутниковой связи. Второй уровень магистральной цифровой сети связи представляет собой мультипротокольную, магистральную АТМ-сеть. Он создан при помощи систем широкополосной пакетной коммутации, а именно АТМ-коммутаторов. Уровень предоставления услуг будет обеспечен оборудованием, которое позволит оператору магистральной сети стать “оператором операторов”, способным оказывать услуги междугородной и международной телефонной связи, Интернета, видеоконференций, видео по заказу для существующих и создаваемых телефонных операторов, провайдеров Интернета, операторов сетей кабельного телевидения в 56 из 89 регионов России, где проживает примерно 85 - 90% населения.
Собственные впечатления
Увиденное и услышанное на “Инфотранс-99” позволяет сделать вывод о том, что МПС, создавая новую сеть связи, совершает качественный скачок, который позволит возродить инженерный авторитет этого ведомства.