Владимир Митин
К крупным предприятиям (с точки зрения уровня информатизации) генеральный директор мурманской компании NetSL (www.netsl.ru) Геннадий Мальцев относит те, где установлено от 200 до 1500 автоматизированных рабочих мест, к средним - от 30 до 200, к небольшим - до 30. Разумеется, деление это весьма условное и приводится лишь для того, чтобы читатель понял масштабы деятельности крупнейшей в городе компьютерной фирмы.
Геннадий Мальцев: "Рост оборота будет достигнут благодаря работе с мелкими и средними предприятиями
Так вот, крупных предприятий в Мурманской области насчитывается около 20 (они обеспечивают примерно 75% бюджета области).По словам г-на Мальцева, примерно в половине из них корпоративная информационная система (КИС) создана в тесном взаимодействии со специалистами NetSL. Всего же среди партнеров фирмы насчитывается полтора десятка солидных местных компаний.
Охват средних предприятий (а их в области примерно 500) пока значительно ниже - приблизительно 20%. Такая же цифра характеризует степень “окученности” небольших фирм (по оценкам г-на Мальцева, в области не более 5 тыс. реально работающих компаний, хотя зарегистрировано их не менее 12 тыс.).
Над Мурманском опускается полярная ночь,но компьютерная жизнь в городе не затихает
Теперь несколько слов о самой NetSL. Она ведет свою историю с 1991 г. (см. электронную версию PC Week/RE, № 44/98) и ныне представляет собой холдинг, в который входят “NetSL Проект” (основная область деятельности - системная интеграция), “NetSL Консалтинг” (внедрение решений на базе программных продуктов, разработанных компаниями “1С”, “Интеллект-Сервис” и “Парус”) и “Компьютер Маркет” (розничная торговля, ремонт оборудования и техническое обслуживание уже установленных сетей).
Сейчас в штатном расписании предприятий холдинга - около 60 чел. (для сравнения: в 1997 г. было 35, а в 1998 г. - 45 чел.). Про обороты первой половины этого года г-н Мальцев старается не вспоминать (сильно сказались последствия кризиса), а вот прогноз на новый финансовый год (1 июля 1999 г. - 30 июня 2000 г.) неплохой: ожидается, что за этот период оборот NetSL составит около 4 млн. долл., т. е. будет соизмерим с показателями, которые были до известных августовских событий. Его планируется достигнуть за счет работы не столько с крупными организациями*, сколько с мелкими и средними предприятиями, производящими реальные товары (многие из них созданы торговыми фирмами, накопившими денег и осознавшими, что заниматься переработкой сырья в ряде случаев много выгодней, чем просто перепродажей).
Михаил Быстров: “В семинарах NetSL появились ностальгические нотки”
Недавно компания NetSL с целью оживления компьютерной жизни за Полярным кругом провела X ежегодный семинар “Сети и приложения - 99”, который собрал 177 специалистов (60% слушателей представляли бюджетные организации, 22% - коммерческие структуры, 18% - промышленные предприятия). Перед ними выступили специалисты NetSL, а также менеджеры “АйТи”, “Аргуссофт”, “БИП-Сервис”, “Лаборатории Касперского”, ПРОМТ, APC, Cabletron Systems, Lexmark, RiT и Lucent Technologies. Вот что говорят о себе и об организаторах юбилейного семинара некоторые его участники.
Михаил Каничев, коммерческий директор ПРОМТ: Я в Мурманске первый раз. Напрямую с организаторами семинара мы раньше не работали. Но нам бы хотелось видеть NetSL в качестве регионального дистрибьютора. Среди предприятий Мурманской области насчитывается 40 зарегистрированных пользователей продуктов ПРОМТ (среди них объединение "Апатит" и Мурманский морской порт). Учитывая, что регистрационные карточки заполняет примерно каждый десятый клиент, можно предположить, что разработанным нами ПО пользуются около 400 предприятий области.
Михаил Быстров, начальник отдела информатизации Управления МНС РФ по Мурманской области: Компания NetSL мне знакома очень хорошо, поскольку я сам в ней работал с 1990 по 1993 г. Поэтому могу с полной уверенностью сказать - если раньше ежегодные семинары NetSL носили революционный характер (лично я каждый раз открывал для себя что-то принципиально новое), то сейчас в них появились ностальгические нотки. Связано это с тем, что технические пути решения основных проблем ныне почти всем известны. Но все упирается в финансирование. Хотя нам грех жаловаться: средняя оснащенность вычислительной техникой налоговых органов России составляет 50%, а в нашем регионе, благодаря активной позиции начальника управления и помощи местных органов власти, - 80% (по этому показателю мы занимаем пятое место в стране среди других регионов). Но нерешенных задач все равно много: надо обновить устаревший парк ПК в связи с необходимостью решать проблему 2000 года, заменить тонкий Ethernet на современные структурированные кабельные системы, объединить локальные сети.
Надежда Пахно, начальник отдела автоматизированных систем проектирования и управления (АСПУ) ОАО “Мурманская судоверфь - СДП”: Мы работаем с NetSL с 1992 г. и этим сотрудничеством очень довольны: еще не было случая, чтобы специалисты NetSL не смогли решить какой-либо вопрос. Сейчас, конечно, не лучшие времена. За последние шесть лет численность отдела АСПУ уменьшилась с 80 до 11 человек. Правда, раньше наш отдел занимался еще и обработкой информации, а теперь стал лишь следить за функционированием и обновлением программно-технического комплекса. За это время компьютерный парк прошел путь от РС/AT 286 до Pentium III, но программы остались практически теми же. С каждым днем они все меньше соответствуют поставленным задачам эффективного управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Сегодня мы надеемся совместно с компанией NetSL успешно перенести файл-серверные системы на современную технологическую платформу и перейти к развитию корпоративной информационной системы ОАО “Мурманская судоверфь - СДП”.
Надежда Пахно: “Сейчас, конечно, не лучшие времена”
Екатерина Звонцова, начальник Управления социальной защиты населения Октябрьского округа г. Мурманска: Когда назрела проблема комплексной автоматизации нашей деятельности (это было в 1994 г.), мы обратились к четырем наиболее уважаемым компьютерным фирмам города. Все они предложили примерно одинаковые по цене проекты. Но вариант, представленный NetSL, был самым продуманным и ориентированным на решение не только сиюминутных задач. Он был нацелен на то, чтобы у нас не было проблем и в дальнейшем.
Екатерина Звонцова: “Специалисты NetSL обычно предлагают несколько вариантов решения проблемы, оставляя выбор за нами”
Так, по рекомендации NetSL мы сразу создали сеть, ориентированную на то, что в конце концов практически у каждого нашего сотрудника будет свой ПК (сейчас на 67 сотрудников Управления приходится 25 компьютеров, а когда-то было всего 7). Теперь мы, по мере возможностей, подкупаем рабочие станции и сразу включаем их в сеть.
Специалисты NetSL взяли на себя техническое обслуживание всех установленных у нас машин и моментально реагируют на любые наши запросы Они работают очень грамотно и обычно предлагают несколько вариантов решения проблемы, оставляя выбор за нами.
Очень удобно иметь дело с компанией, отвечающей за результаты своей деятельности. Разумеется, можно найти немало местных Кулибиных, готовых, например, отремонтировать или заправить печатающее устройство за меньшие деньги. Но где гарантия, что такой Кулибин завтра не сменит род занятий или не уедет из города, поставив под угрозу работу предприятия, связанного с обслуживанием множества людей.
“Зоопарка” в области ПО у нас нет. Все три округа Мурманска используют АРМ ИНСО (“Рабочее место инспектора социального обеспечения”). Эта программа была разработана одной из петербургских фирм (ранее она называлась “Центр информатики”) по заказу областного Комитета социальной защиты (поэтому программа едина не только в городе, но и в области).
Сегодня есть и более удобные, на мой взгляд, программы, облегчающие труд инспектора социального обеспечения. Например, неплохую программу разработало московское предприятие ЗАНАС (эта аббревиатура расшифровывается как “Защита населения”). Есть и другие очень хорошие разработки - уфимская, краснодарская и т. д. Но комплексного подхода к созданию ПО, удовлетворяющего нуждам структур всех уровней, я считаю, пока нет. Связано это с тем, что регионы все еще сильно разобщены”. *К проблемам работы с крупными организациями, не являющимися субъектами регионального рынка, мы еще вернемся.
“1С” на Севере
В холдинге NetSL самое молодое образование - “NetSL Консалтинг”. Оно было создано весной 1998 г., когда команде г-на Мальцева стало ясно: в воздухе запахло кризисом, а стало быть, чтобы не остаться не у дел, надо осваивать новые ниши. Начали с изучения программ семейства “Парус” и добились в этом направлении определенных успехов (к настоящему времени насчитывается около 40 внедренных разработок). Совсем недавно взялись за семейство БЭСТ (его используют уже 10 клиентов NetSL). Но лучше всего продвигаются разработки “1С”, хотя их освоением специалисты NetSL начали заниматься в самый разгар кризиса (в сентябре 1998 г.). Сейчас программами “1С”пользуются свыше 300 клиентов “NetSL Консалтинг” (примерно 200 из них - торговые предприятия). Г-н Мальцев считает, что это почти половина послекризисных внедрений программ “1С” за Полярным кругом (а ведь в области девять компаний имеют статус “1С:Франчайзи”).