Игорь Галкин: “Нужны аналитика тендеров и результаты контрольных закупок!”

ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ

К сожалению, в редакционной почте не так много писем, авторы которых призывают поднять на страницах издания ту или иную проблему. То ли проблем у наших читателей нет, то ли PC Week/RE всегда пишет именно о том, что всех интересует, - науке, как говорится, неизвестно. Поэтому журналисты “СК Пресс” при каждом удобном случае пытаются установить обратную связь и выяснить-таки информационные потребности ИТ-специалистов. Вот что, например, рассказал нашему специальному корреспонденту Владимиру Митину президент группы компаний “Аквариус” (www.aq.ru) Игорь Галкин.

Игорь Галкин: Есть одна очень интересная тема, мало освещаемая тружениками пера, - аналитика тендеров (кто, как и сколько тендеров провел, где были опубликованы их условия, чем закончились поставки по этим тендерам и т. д.). Дело в том, что большинство проводимых в нашей стране тендеров являются чисто бумажными: реальные характеристики заявленной техники никто не проверяет. Более того, зачастую в связи с “объективными обстоятельствами” на самом деле поставляется совсем не то оборудование, которое фигурировало в тендерных документах!

Игорь Галкин: “В отечественных тендерах возможностей для "мухлевания" - хоть отбавляй”

Ведь как проводится тендер на Западе. У каждого из его участников берутся образцы той продукции, которая предполагается к поставке. Затем эти образцы не только тщательно тестируются, но и “потрошатся”. При этом составляется опись “внутренностей” контрольной модели, которая затем сверяется с “внутренностями” фактически поставленной партии. И Боже упаси, если обнаружатся расхождения. А что у нас? Контрольные изделия, даже если они представлены, как правило, не тестируются, не разбираются и не документируются (зачастую никто даже чисто формально не интересуется, что там внутри находится). Поэтому возможностей для “мухлевания” - хоть отбавляй. В прошлом году в одном из тендеров победила машина (она была представлена одной малоизвестной фирмой), заявленная комплектация которой (тип системной платы, тип и емкость ОЗУ, параметры блока питания, характеристики жесткого диска, монитора и т. д.) полностью совпадала с комплектацией нашего ПК, но стоимость ее была на $160 ниже. Мы долго думали, как можно получить такую цену? Ведь она не “вырисовывалась” даже в том случае, если ввезти комплектующие в обход таможни и не брать деньги за их сборку! Пример этот не единичный. В таких случаях после завершения тендера “фирма-победитель” (налицо - явный сговор!) обычно пишет письмо, что такие-то комплектующие сняты с производства, поэтому их пришлось заменить. К письму прилагается соответствующая калькуляция и+ указывается реальная стоимость ПК.

Подобные ситуации характерны для государственных организаций и крупных коммерческих структур, хозяева которых не опускаются до проверки условий мелких (по масштабам их бизнеса) тендеров. Еще интересно вот что: 90% проводимых в нашей стране тендеров являются открытыми, т. е. их условия свободно публикуются в печати. Но заметьте, какие СМИ выбираются для этого: МПС сообщает о проводимых им тендерах в “Гудке”, московское правительство выбрало для этой цели газету “Тверская, 13”, ряд городских организаций облюбовали “Вечернюю Москву” (некоторые объявления в ней набираются таким шрифтом, что не всякий глаз их возьмет!). Список можно продолжить. У нас два человека в группе корпоративных проектов только тем и занимаются, что читают местную и ведомственную прессу! Есть также еженедельная газета “Конкурсы и торги”, но сведений о компьютерных тендерах в ней довольно мало. Почему бы журналистам PC Week/RE не составить список СМИ, в которых публикуется информация о компьютерных тендерах? Многим бы он весьма пригодился! К тому же чем больше фирм участвует в тендере, тем больше заинтересованных лиц и меньше возможностей для откровенного жульничества!

Кроме того, на мой взгляд, во всех отечественных компьютерных изданиях недостает материалов, содержащих объективные сравнительные характеристики вычислительной техники, производимой разными компаниями. Причем не таких сравнений, при которых тестируемые образцы тщательно готовит сам изготовитель, а тех, что выбирает (покупает, берет на пробу и т. д.) сама редакция. Я, конечно, не призываю журналистов, по примеру налоговой полиции, врываться к изготовителям в масках, ставить всех к стенке и брать на тестирование первый попавшийся экземпляр ПК, но к результатам испытаний отборных образцов отношусь с большим недоверием.

Некоторые издания вместо нормального тестирования, в основу которого положено соотношение цена/производительность, взялись за публикацию разного рода рейтингов, в которых можно встретить весьма причудливые и оторванные от жизни номинации (типа “Самый устойчивый ноутбук”, “Самый 15-дюймовый монитор” и т. д.). Причем награды в этих рейтингах зачастую присуждаются не серийно выпускаемым изделиям, а опытным образцам или устройствам, существующим лишь в нескольких экземплярах.

PC Week: Зарубежным изданиям проще. В развитых странах ПК можно купить, попробовать, а затем сдать, заявив, например, что его цвет плохо сочетается с цветом обоев+ У нас же непонравившийся компьютер можно сдать обратно лишь теоретически+ Что делать редакции с протестированными образцами? Открыть собственный магазинчик?

И. Г.: Вот еще очень интересная тема для “журналистского расследования”. Вероятно, многим будет интересно узнать, кто из продавцов соблюдает Закон о правах потребителя, а кто нет! Разумеется, покупать “контрольную” машину должна не редакция, а какое-либо частное лицо.

PC Week: А если обратно все же не возьмут?

И. Г.: Вот тогда это частное лицо и скажет, что действовало по просьбе еженедельника PC Week/RE!

PC Week: Если отдельные образцы не возьмут обратно, тоже неплохо. Едва ли кто откажется от новой машины+

И. Г.: Не откажутся и от старой! Не так давно в одном из силовых ведомств мне с гордостью сообщили, что лишь недавно со столов их сотрудников исчезли 286-е Aquarius’ы, проработавшие весь свой век без единой поломки. Спрашиваю - куда же вы их дели? В компьютерный музей Эдуарда Пройдакова? Отвечают - ну что вы, “периферийные точки” оторвали их с руками и ногами и были безумно счастливы, поскольку там компьютеров раньше вообще не было!

От редакции: Господа читатели! Если у вас есть списки СМИ, публикующих информацию о компьютерных тендерах, сведения о том, как эти тендеры проводятся, или данные, свидетельствующие, как на практике продавцы высокотехнологичных продуктов соблюдают Закон о правах потребителя, пишите, не стесняйтесь+

Версия для печати