Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

Участие в работе биржи B2B требует от поставщика тщательной очистки данных

Не нужно проводить специальных исследований, чтобы убедиться, что “чистые” данные лучше “грязных”. Джон Мик нашел практическое подтверждение тому, что в сфере электронного бизнеса между предприятиями (B2B) это положение так же верно, как и в уходящем мире клиент-серверных систем. Являясь президентом и главным исполнительным директором фирмы Suppleye.com (Фэйрлоун, шт. Огайо), электронной биржи B2B, специализирующейся на продаже товаров для офтальмологических клиник, Мик рассчитывает на то, что собственное хранилище данных, наполненное информацией высшей степени очистки, станет важным конкурентным преимуществом его предприятия.

“Мы стремимся использовать сведения, сокрытые в огромной массе поступающих от наших клиентов данных, с максимальной пользой для них и их поставщиков”, - пояснил Мик.

Отраслевые обозреватели отмечают, что в сфере глазной медицины снабженческие структуры слабо используют современные технологии. И в этом нет ничего необычного.

”На сегодняшний день новейшие технологии не слишком широко применяются в закупочном процессе, - считает аналитик из исследовательской компании Hurwitz Group (Фреймингхем, шт. Массачусетс) Филип Рассом. - Для получения сведений о ценах или наличии товара на складе до сих пор пользуются бумажными формами и факсимильной связью, экспресс-почтой, обычной почтой или телефоном”.

По мнению Рассома, необходимо автоматизировать управление отношениями с поставщиками. Об этом он и заявил в ходе прошедшей в начале сентября Web-конференции по вопросам SRM (supplier relationship management - управление отношениями с поставщиками).

Сегодня решить эту задачу важно как никогда прежде, иначе биржи B2B не смогут максимально упростить включение (исключение) поставщиков в цепи снабжения компаний.

В то же время автоматизация не даст должного эффекта, пока электронные предприятия не приведут в порядок свои данные. Одно из препятствий, стоящих на их пути, - применение уникальных схем описания данных вместо стандартных для отрасли наборов кодов (которые приняты в системах планирования ресурсов предприятия, получивших распространение в последние несколько лет).

Нередко после слияния или покупки компаний даже внутри одной организации оказываются в ходу несколько разных форматов данных и внутренним подразделениям приходится заниматься их согласованием.

“Очень нелегко бывает определить, сколько потрачено на приобретение тех или иных товаров, когда данные о закупках разбросаны по разным действующим на предприятии системам”, - констатирует Кристин Келли, менеджер глобальных программ SRM в фирме SAS Institute в Кэри (шт. Сев. Каролина).

Не все классификации данных одинаковы

Чтобы составить лучшее представление о поставщиках, отраслевые эксперты рекомендуют компаниям классифицировать сведения о них и об их продуктах, находящиеся в корпоративных хранилищах данных, с использованием стандартных наборов кодов - например, системы DUNS (Data Universal Numbering System - Универсальная система нумерации данных) фирмы Dun & Bradstreet или United Nations Standard Product and Service Classification (Стандартная классификация ООН для продуктов и услуг).

Кроме того, применение стандартных кодов может послужить дополнительным козырем для компаний, желающих участвовать в деловых переговорах на электронных рынках. В таких переговорах, очевидно, будут использоваться язык Extensible Markup Language (расширяемый язык разметки) и нарождающиеся электронные каталоги для бизнеса, основанные на спецификациях вроде UDDI (Universal Description, Discovery and Integration - Универсальный стандарт описания, выявления и интеграции), предложенной недавно фирмой Ariba и корпорациями IBM и Microsoft.

Когда фирма Ariba и корпорации IBM и Microsoft объединили усилия для популяризации спецификации UDDI (Universal Description, Discovery and Integration - Универсальный стандарт описания, выявления и интеграции), предлагаемой в качестве Интернет-стандарта построения электронных отраслевых реестров, им пришлось основательно изучить уже существующие в этой области классификационные системы. Вот краткое описание некоторых из таких систем, использованных при построении трех составных частей электронного отраслевого реестра, появление которого ожидается в скором будущем:

Анализ архивных данных позволяет отслеживать историю отношений с различными поставщиками и покупателями и находить ответы на самые разные вопросы: какие поставщики компании являются наиболее крупными с точки зрения объемов сделок с ними? насколько компания зависит от этих поставщиков? каково качество поставляемых им товаров? какая часть корпоративных закупок приходится на поставщиков, принадлежащих представителям национальных и расовых меньшинств или использующих максимально сберегающие окружающую среду производственные процессы? В конечном счете вся эта информация может обернуться реальной экономией для компании. “А экономия на контракте в $1 иногда эквивалентна прибыли от продажи товаров на $9”, - напоминает Келли из SAS Institute.

Добрые отношения между партнерами не менее важны, чем стоимость контракта. Как поясняет Рассом, с помощью средств извлечения информации могут быть получены знания, подтверждающие, что самая дешевая сделка - не обязательно самая лучшая. Например, в случае, когда на другой чаше весов оказываются устоявшиеся отношения с поставщиком, от сотрудничества с которым в организации зависит многое.

Что касается системы снабжения учреждений глазной медицины, Мик из Suppleye.com видит здесь множество возможностей для усовершенствований. В конце рабочего дня администраторы центров глазной хирургии по всей территории Соединенных Штатов звонят поставщикам искусственных хрусталиков, имплантируемых вместо пораженных катарактой, и зачитывают складские номера (Stock-Keeping Unit, SKU) изделий, запас которых необходимо пополнить.

Каждый номер SKU соответствует одной из 50 моделей хрусталиков, имеющей к тому же 60 диоптрических модификаций, - итого 3 тыс. различных инвентарных единиц. На другом конце линии находится менеджер по работе с клиентами, который заносит заказ в компьютер. Работать ему приходится очень быстро, а следовательно, ошибки неизбежны. По словам Мика, вся процедура приема заказа выполняется в 15 шагов и характеризуется потрясающе высоким уровнем ошибок. Но он никогда не сомневался в том, что для пополнения запасов можно предложить более рациональный способ. Исходя из этого разработчики возглавляемой Миком компании (она была основана в середине прошедшего лета) создали специальное приложение на базе технологии штрих-кодов. Номера SKU вводятся в него с помощью сканера, а затем передаются в систему Suppleye.com в электронной форме.

В БД Suppleye.com на основании полученных данных формируется уведомление, которое передается по каналам EDI (electronic data interchange - электронный обмен данными) в информационную систему того или иного производителя, где затем генерируются необходимые для оформления очередной поставки счета и заказы.

В то же время в хранилище данных Suppleye.com накапливаются отчеты о транзакциях, собирается статистика по потребностям каждого хирургического центра и сведения о складских запасах каждого производителя. Инструментарий извлечения информации, используемый Миком на бирже B2B, позволяет выявлять тенденции в поведении покупателей - обладание этими сведениями дает зарегистрированным на бирже поставщикам возможность экономить значительные суммы.

Слияние и перемешивание

С течением времени в результате слияния различных организаций архивы корпоративных данных оказываются не в лучшем состоянии и требуют основательной отбраковки, чтобы их можно было использовать и после перевода бизнеса на электронные рельсы. Кому и знать об этом, как не Майклу Мерфи, исполнительному директору по работе со стратегическими поставщиками в фирме Time Warner (Нью-Йорк).

Еще недавно эта компания накапливала информацию о своих поставщиках, хранящуюся в 400 тыс. отдельных файлов, в СУБД Access корпорации Microsoft. Однако в результате многочисленных слияний прежних лет - а также ряда ожидаемых контрактов, таких, как будущая сделка с фирмой America Online, - задача отслеживания сведений о поставщиках усложнилась настолько, что старая система, по словам Мерфи, уже не в состоянии с ней справляться.

Содержать же данные в идеальном порядке необходимо, в частности, потому, что Time Warner исследует ряд возможных альтернативных способов организации управления снабжением на базе электронных средств. Кроме того, в ИТ-службе этого гиганта информационной индустрии полным ходом идут испытания СУБД SQL Server той же Microsoft и СУБД Oracle одноименного производителя, с тем чтобы определить их пригодность для использования в качестве механизма хранения почти трехгодичного архива сведений о расходах компании (вместо Access). Дополнительно, по словам Мерфи, фирма изучает возможность применения ПО SAS Solution for SRM фирмы SAS как инструмента извлечения информации.

Винегрет сокращений

Перелопатить горы информации, находящейся в хранилищах данных, не составит большого труда, если они организованы на основе стандартных классификаторов производителей и продуктов. Вот описание некоторых из этих классификаторов.

Однако, прежде чем выходить на новый уровень в работе с данными, Мерфи считает необходимым стандартизовать их по форме, чтобы максимально упростить процедуры обработки. В прошлом он использовал для классификации поставщиков их коды в системе DUNS фирмы D&B. Для компаний всего мира они играют примерно ту же роль, что номер системы социального страхования для каждого гражданина США. По такому коду можно получить из базы данных D&B, содержащей сведения примерно о 60 млн. предприятий, довольно обширную информацию о поставщике.

Для начала это неплохо, но опыт Мерфи говорит о том, что результаты обработки подобных запросов не всегда бывают точны. “Недавно нашим специалистам из Turner Broadcasting System пришлось плотно поработать с БД D&B и столкнуться при этом с рядом курьезных неожиданностей, - рассказывает Мерфи. - Например, фирма Airborne Express системе не была известна, а Disney оказалась производителем футболок. Выяснив, что многие крупные компании имеют в классификации DUNS более одного идентификационного номера и более одной области специализации, мы пришли к выводу о необходимости участия человека в процедуре обработки запросов - пускай даже на уровне самой D&B”.

Это обусловлено, в частности, тем, что названия многих компаний могут быть введены в нескольких различных вариантах, например: IBM, I.B.M. или International Business Machines. “Средства анализа данных и извлечения информации принципиально неспособны самостоятельно вносить улучшения в исходные данные. Если на входе у них окажется мусор, то и на выходе не стоит ожидать ничего другого”, - рассуждает Мерфи. Поэтому в данный момент единственным полным решением может быть признан контроль качества данных человеком и постоянные проверки того, в какой степени им можно доверять.

Главное - уговорить босса

Для предприятий, готовящихся к переводу своего бизнеса на электронные рельсы, стандартизация и анализ данных сами по себе представляют довольно сложную задачу. Но иногда еще сложнее убедить руководство в необходимости инвестировать средства в хранилище данных по закупкам. В настоящее время существует не слишком много полностью автоматизированных цепочек снабжения, так что с положительными примерами могут возникнуть серьезные затруднения. А другого способа наглядно продемонстрировать преимущества, которые может дать компании грамотно реализованная инициатива в области SRM, нет.

“Главная проблема концепции автоматизации управления отношениями с поставщиками заключается в разработке механизма доведения высокоуровневой информации до руководителей высшего ранга. Если они не испытывают к этой информации доверия, вся концепция вскоре отправляется на свалку, - пояснил Мерфи. - А в более широкой постановке этот вопрос звучит так: рассматривает ли высшее руководство концепцию использования информации для совершенствования управления предприятием как жизненную важную и считает ли оно ее жизнеспособной? Добиться здесь положительного ответа бывает порой очень непросто”.

Но как только это препятствие преодолено и поддержка со стороны руководства обеспечена, достаточно, по оценке отраслевых обозревателей, 30 дней, чтобы компания начала получать выгоды от использования хранилища данных системы SRM. Мерфи рассчитывает запустить свое хранилище данных по закупкам спустя 6-8 недель после того, как руководство Time Warner сделает выбор между SQL Server и Oracle.

А Мик, продолжающий строить хранилище данных Suppleye.com и дополнять его различными приспособлениями и усовершенствованиями, уже может указать ожидаемый источник наибольших выгод: оборот американского рынка искусственных хрусталиков составляет около 800 млн. долл. в год, но чтобы бесперебойно обеспечивать центры глазной хирургии всем необходимым, производителям приходится держать на складах продукции на 7-9 млрд. долл. Это требует огромных расходов, с которыми вскоре должно быть покончено благодаря очищенным данным и новому подходу к ведению электронного бизнеса.

Инструменты извлечения информации приносят доход

Как директор по работе со стратегическими поставщиками в фирме Warner Bros. (Бербанк, шт. Калифорния) Том Гантрип вполне осознает, насколько важно контролировать издержки бизнеса. “Например, зная, сколько денег моя компания уже переплатила корпорации IBM, - пояснил он, - я могу занять более прочную позицию в переговорах с ее представителями”.

Вот почему руководство Warner Bros. сочло необходимым провести сравнительные испытания предлагаемых фирмами SAS Institute и ShareMax систем сбора данных из произвольного числа унаследованных систем, их консолидации в хранилище данных и последующего анализа с целью выяснения, сколько денег было израсходовано.

Например, если Гантрип обнаружит, что его компания истратила 15 млн. долл. на приобретение канцелярских принадлежностей у 10 различных поставщиков, он сможет предложить одному из них контракт на следующий год на все 15 млн. и оговорить взамен какие-то скидки или льготы.

В дальнейшем эту экономию можно превратить в прямую прибыль, предложив канцелярские товары по привлекательной цене производственным компаниям, работающим с Warner Bros.

Но не только Гантрип вынашивает идеи подобного рода. Многие другие компании также начинают искать пути снижения издержек через совершенствование (с помощью средств извлечения информации) отношений с поставщиками. А сведения, которые они накапливают в процессе эксплуатации этих средств, в свою очередь, тоже могут приносить прибыль.

Фирма Trillium Software (Биллерика, шт. Массачусетс; подразделение фирмы Harte-Hanks) разработала нечто подобное продуктам SAS и ShareMax. Ее ПО предназначается для отбраковки данных, генерации единого представления информации о клиентах и управления цепочками снабжения. Trillium всячески поощряет своих клиентов использовать эту систему для извлечения выгод из имеющихся в их распоряжении богатейших источников данных.

“Один наш клиент, специализирующийся на предоставлении кредитов, может взять такие важные для него сведения, как идентификационный номер автомобиля (VIN) и его описание, проверить их на наличие несоответствий, привести к своему корпоративному стандарту и сравнить с имеющимся в его распоряжении массивом данных для оценки рисков предполагаемого займа, - пояснил вице-президент Trillium по маркетингу Лен Дюбуа. - Затем эти сведения он может продать таким компаниям, как Ford Motor, Honda Motor или Volvo”. Правда, назвать клиента, о котором шла речь, Дюбуа отказался.

Версия для печати