Российский Интернет Форум-2001 показывает, что большинство проектов Рунет переживет кризис
По иронии судьбы главное общественное мероприятие Рунета совпало по времени проведения со спадом не только Интернет-экономики, но и всей ИТ-отрасли. Индекс NASDAQ упал ниже отметки 1900 единиц (т. е. вернулся на уровень конца 1998 г.; напомним, что максимум был пройден в марте 2000 г. - почти 5100 единиц), а большинство крупнейших западных Интернет- и ИТ-компаний объявили о снижении своих доходов, резком замедлении темпов роста, а также о массовых увольнениях. Что касается Рунета, то основных его игроков лихорадило всю зиму, так как инвестиции, на которые они рассчитывали, были потрачены, а получение новых траншей было затруднено ввиду общей ситуации на рынке. Финансовые же результаты деятельности этих фирм особого впечатления пока не производят.
Спонсор РИФа-2001 компания Sun Microsystems
решила скрасить горечь участников по поводу
конца инвестиционного бума
Все это, безусловно, отразилось на атмосфере форума. В ней отсутствовала та эйфория подъема, которая характеризовала это мероприятие в былое время. Его проигнорировали наиболее яркие участники РИФ-2000 - инвесторы (за исключением “Веста-Евразия”), а также некоторые известные компании, например Actis Systems, питерская “Рексофт”, Port.ru. Ряд других фирм присутствовали ограниченным составом.
Тематика докладов и круглых столов в основном осталась прежней: технологии доступа, Web-маркетинг и реклама, электронная коммерция, роль государства в регулировании и стимулировании Интернет-бизнеса.
Последняя тема, как всегда, вызвала наибольший интерес - ей были посвящены вечернее ток-шоу под “управлением” известного телеведущего Дмитрия Диброва и несколько ярких докладов, содержащих противоречащие друг другу точки зрения. Скажем, президент “Яндекс” Акрадий Волож высказал мнение, что, по большому счету, ничего менять не надо (разве только разрушить монополию “Связьинвеста”), а президент e-Style Вячеслав Рудников предложил шесть внеочередных мер, в том числе отмену НДС на ввозимое оборудование, обязательную прокладку сетей во всех новых домах и непременное заключение контрактов со всеми студентами бесплатных вузов по принципу “уезжаешь работать за границу - оплати полученное высшее образование”.
Новой на РИФе была лишь секция, посвященная оффшорному программированию, но если вы следите за этой темой в PC Week/RE, то уже знаете больше, чем могли бы узнать, посетив ее. Нынешний форум отличило и относительно небольшое число компаний, не связанных напрямую с бизнесом в Интернете, поэтому он стал просто поводом для “старых” знакомых встретиться и поговорить о делах и о жизни. Таким образом, РИФ оказался идеальным местом для сбора информации о состоянии рынка.
Меня, скажем, волновал вопрос о ближайшей перспективе крупных (по меркам Рунета) холдингов, таких, как “Рамблер”, Port.ru, “Яндекс”. В последнее время муссировалось много слухов о том, что у них кончаются средства, происходят увольнения персонала и вообще они могут скоро закрыться. Выживание этих холдингов важно для всего Рунета, так как оно определяет общее доверие иностранных инвесторов к отечественной ИТ-отрасли. А именно эти инвестиции, превращенные в бурные оффлайновые рекламные кампании Интернет-проектов, во многом и привели к 50%-ному росту аудитории Рунета в прошлом году.
Не вдаваясь в подробности исследования, можно сказать, что все упомянутые компании будут жить, хотя и проводят сейчас реструктуризацию и оптимизацию расходов. Даже Port.ru, похоже, преодолеет кризис, получив под слияние с Netbridge новый транш финансовых вливаний.
Вселяют оптимизм и сообщения о получении инвестиций рядом отечественных проектов, скажем, рекламным агентством Promo.ru (2 млн. долл.), проектами CityCat/Subscribe.ru (вероятно, около 1 млн. долл.), сайтом RICN.ru, посвященным Рунет-новостям, аналитике и, главное, “сетевым” сплетням, а также продаже контрольного пакета акций фирмы eTops Consulting холдингу ru-Net Holdings *1. Как всегда, цифры вложений либо не раскрываются вовсе, либо мало что значат (указывается предполагаемый объем вливаний в многолетней перспективе), но то, что какие-то деньги в Рунет-компании продолжают вкладываться, - факт отрадный. Будем надеяться, что к следующему РИФу они принесут новые положительные результаты.
_____
*1. Еще одно сетевое рекламное агентство, IMHO, получает инвестиции от ru-Net Holdings, но сделка пока до конца не оформлена.