Трест "Электротранспорт" г. Магнитогорска, как и большинство других муниципальных предприятий в России, не может похвастаться щедрым финансированием. Но несмотря на это, управляющий треста Сергей Мирошкин не жалеет сил и средств на внедрение перспективных компьютерных технологий.

С 1995 г. в тресте работает система управления ремонтом трамвайных вагонов, созданная магнитогорской фирмой "СофтИнКом" (www.softincom.ru). Главная функция системы - номерной учет основных агрегатов вагона, таких, как колесные пары, пантографы (токосъемники), электродвигатели, дверные приводы и другие узлы. И задача не только в том, чтобы обеспечить общий учет и сохранность запасных частей (после внедрения, например, перестали теряться дефицитные соленоиды). Система помогла заинтересовать сотрудников вагоноремонтного завода в повышении качества своей работы и сократить вынужденные простои вагонов.

В базе данных хранятся паспорта для каждого вагона, в которые заносится такая информация, как дата ремонта, типы и номера замененных агрегатов, номера ремонтных бригад и т. д. Программа, написанная на языке Clipper, контролирует, в течение какого срока вышла из строя та или иная деталь, и сравнивает этот срок с нормативным. Накапливающаяся статистика помогает стимулировать сотрудников ремонтных бригад к повышению качества работы, формировать заказы для закупки комплектующих и подбирать более надежные запасные части.

Еще в 1994 г. в тресте "Электротранспорт" была внедрена "Система автоматической регистрации движения" (САРД). На крыше каждого поезда был установлен металлический гребешок, зубцы которого образуют штриховой код. По городу разбросаны восемь контрольных точек с оптическими считывающими устройствами, подключенными к выделенным телефонным линиям.

Сигналы со всех точек сведены в диспетчерскую, где имеется специальная электронная плата концентратора, соединенная с персональным компьютером через последовательный порт. Резидентная программа записывает поступающую информацию в файл, который анализируется программой САРД, написанной на языке Clipper. Диспетчер имеет оперативную информацию о том, какой водитель отклонился от расписания и на какое время. Эта информация сохраняется в базе данных и может быть в случае необходимости извлечена даже через несколько лет.

В начале внедрения САРД некоторые водители противодействовали строгому контролю - загибали зубья гребешков на крыше трамвая, набрасывали кепки на оптические датчики и даже разбивали их. Сегодня все это в прошлом, и положительный результат ощущают все жители Магнитогорска. Система позволила практически исключить случаи, когда трамваев приходилось ждать по 30-40 минут. Сегодня допускается отклонение от графика не более чем на пять минут, а десятиминутная задержка, не связанная с серьезной аварией на линии, считается чрезвычайным происшествием.

На   каждом   трамвае   в   Магнитогорске

установлен "гребешок" со штрих-кодом

В июле 2000 г. фирма "СофтИнКом" сделала для треста еще одну систему - "Расписание движения вагонов" (РДВ). В Магнитогорске имеется три трамвайных депо, и каждый поезд приписан к одному из них. Одновременно на линиях находится до 300 вагонов, объединенных в одно-, двух- и трехвагонные поезда, причем через некоторые точки, например через площадь Мира, проходит 40-45 поездов в час.

Когда какая-либо трамвайная линия вводится в строй, закрывается на ремонт или открывается после него, службе движения приходится существенно переделывать расписание, меняя даже приписку конкретных вагонов к тому или иному депо.

Полностью автоматизировать процедуру составления расписания не удалось - слишком сложна задача. Для этого нужно учесть массу факторов, как очевидных для горожан (пересечение трамваев на перекрестках, изменение нагрузки в часы пик, выравнивание интервалов на всех участках движения и пр.), так и известных только профессионалам (например, раз в четыре дня каждый поезд пропускает один рейс, заезжая на проверку в депо). Поэтому сетевая программа, рассчитанная на одновременную работу 3-5 человек, берет на себя в основном рутинные функции по ведению базы данных, выдаче наглядных отчетов, печати расписаний и путевых листов. Тем не менее если раньше на составление и полную "притирку" нового расписания тратилось 6-8 недель, то теперь этот срок сократился вдвое. С учетом того, что в год расписание приходится серьезно изменять 2-3 раза, а небольшие корректировки по пожеланиям водителей и массовым заявкам пассажиров идут постоянно, получившаяся "человеко-машинная" система позволила значительно сократить трудозатраты в службе движения, снизить число ошибок и дала руководителям треста возможность маневра.

Программа "Расписание движения вагонов" выводит удобные и наглядные графики

В настоящее время фирмой "СофтИнКом" создается новая версия системы управления ремонтными работами, которая помимо модуля "Движение номерных ресурсов" предусматривает модули "Деталировка вагона и технологические карты", "Управление складскими запасами", "Планирование и управление производством и ремонтами. Учет затрат". Так, в тресте "Электротранспорт" начинается постепенная интеграция производственного, складского и бухгалтерского учета.

В САРД в ближайшие годы планируется увеличить число контрольных точек до сотни, чтобы отслеживать положение каждого поезда с точностью до 100 - 200 м. Конечно же, со временем САРД и РДВ будут соединены в единую схему. Для "СофтИнКом" это работа на будущее, когда можно будет "клонировать" созданные системы для использования в разных городах. Как отметил директор "СофтИнКома" Владимир Долженков, компания сегодня зарабатывает деньги на нескольких направлениях, но значительную часть своих ресурсов расходует на развитие ПО, создаваемого группой из пятнадцати программистов.