ОБРАЗОВАНИЕ
Когда я учился, мне пришлось выполнить ряд бестолковых курсовых и контрольных работ, единственный смысл которых был продемонстрировать и закрепить на практике некую методику расчетов чего-то там оч-ч-чень важного.
Поскольку методички неплохо оплачивались и, кроме того, пополняли собой список опубликованных “научных” трудов (что помогало остепеняться), преподаватели сочиняли их с удовольствием.
Однажды мне выпало рассчитать диаметр временного кольцевого водовода вокруг городка строителей. Я, наивный, взял подходящие методические указания и, начиная прямо с первой страницы, стал проделывать расчеты.
Сперва пришлось рассчитать и построить график движения рабочей силы, с тем чтобы определить максимальное число рабочих в пиковый период строительства. Исходя из этого рассчитывалось количество умывальников, туалетов, душевых кабин, посадочных мест в столовой и т. д. Далее определялось водопотребление, сначала по каждому потребителю в отдельности, а потом и в целом. Затем с применением всяких заумных формул вычислялся диаметр трубы. В моем случае он получился около дюйма, или 25 мм.
Самое веселое меня поджидало в конце методички, где буквально над последним словом стояла звездочка, указывающая на сноску. А там было написано, что в любом случае исходя из норм противопожарной безопасности диаметр водовода должен быть не меньше четырех дюймов, или 100 мм. Почему? По кочану! Не положено, и всё тут.
Этот эпизод моей студенческой жизни почему-то ярко всплыл в моей памяти, когда я, живя в Калифорнии, стал заниматься оценкой своего образования и приравниванием его к чему-нибудь американскому.
Для чего мне все это понадобилось? Просто характер у меня такой - люблю во всем порядок. Потом посетила мысль, а почему бы на основании своего образования не получить строительную лицензию или же на досуге не заняться преподавательской деятельностью. Короче говоря - ничего определенного, но решил, значит решил. И началось.
Если я занялся оценкой своего образования, прямо скажем, от избытка времени, то у других - а их великое множество - причины для этого имеются более серьезные.
Иностранным школьникам и студентам необходимо определить перечень предметов, которые нужно доизучить и досдать с тем, чтобы американское учебное заведение согласилось выдать им свой аттестат или диплом.
Иностранный студент в этой стране, как правило, имеет две вожделенные мечты. Первая - любым способом зацепиться и остаться в Америке. Вторая мечта (про запас) - вернуться домой с американским дипломом. Поначалу ему кажется, что для достижения любой из них нужно быстро и легко приобрести дипломчик.
Однако насчет “быстро и легко” они заблуждаются: в штате Калифорния, например, надзор и контроль за учебными заведениями не хуже сталинского будет. Тут есть все! И лицензирование, и внезапные проверки наряду с плановыми, и контроль за выполнением учебных планов. Существуют тут горОНО, райОНО и прочие ОНО (отделы народного образования). В других штатах - своя собственная самостийная “кухня”.
Конечно же образование в Америке в основном платное, и нехитрый лозунг любого учебного заведения гласит: “Мы не можем добавить студенту ума, но зато мы можем выдать ему диплом любой полиграфической красоты”. Но стороны сделки изо всех сил соблюдают правила хорошего тона.
Вторая группа самообреченных на эту процедуру - соискатели иммиграционных виз. Правила выдачи этих виз устанавливают некий образовательный ценз для кандидатов. Есть отдельная категория виз, так называемые “зеленые карточки” для иммигрантов, добившихся выдающихся успехов в науках, искусствах, ремеслах, спорте...
В свое время через эту лазейку проскочила масса пронырливого народа с “выдающимися успехами”, которых здесь, в Америке, хватило только на то, чтобы как следует усесться на шею американскому налогоплательщику.
Многие мечтают с ходу обосноваться в качестве преподавателей в тутошних учебных заведениях, другие хотят обязательно быть врачами, юристами и т. п. Но их ждет горькое разочарование. Оказывается, советского диплома здесь совершенно недостаточно. Нужно много еще чего. Но это обстоятельство иммигранты выясняют для себя примерно так же, как я в конце концов выяснил искомый диаметр водовода.
Для всех вновь прибывших, находящихся в плену радужных представлений о своей дальнейшей американской жизни, и развернута целая система услуг по исследованию, оценке и приравниванию полученного образования к американскому.
Сервис этот, как водится, предлагается на любой вкус. Было бы желание и деньги. Можно всего за 70-80 баксов получить так называемую общую консультационную оценку для общих целей. Тебе дадут красиво оформленную бумагу, в которой в совсем общих словах будет высказано мнение о твоем образовании. Более глубокая оценка предполагает сравнение по каждому предмету и учет часов, затраченных на его изучение. В данном случае денег запросят уже побольше.
Так чиновники, сняв с себя весомую часть ответственности, создали некий рынок услуг, где кормятся тучные стада оценщиков, которые подобно курочке клюют по зернышку и наедаются.
Чтобы пройти процедуру приравнивания своего образования к американскому, необходимо указать количество часов (объем программы), затраченных на изучение каждого предмета. Современные учебные заведения России теперь уже выдают вкладыш к диплому с указанием часов. Владельцы старых дипломов вынуждены разыскивать старые учебные планы, чтобы сосчитать часы. И только после этого они получат вкладыш нового образца.
Отдельно надо сказать о названиях предметов. Здесь тоже не все так очевидно, как кажется. В каждой стране есть свое сложившееся понятие о содержании учебного предмета. И это нужно учитывать. Минобразованию давно пора подумать над созданием международной гармонизированной системы, которая стандартизировала бы все эти и другие подобные тонкости. А у них этого не только в планах, но даже и в концепции развития нет.
На Западе признают диплом только нескольких вузов бывшего СССР. И не в силу их прославленности. А главным образом потому, что образовательные программы этих вузов прошли международную сертификацию качества. Такую сертификацию легко могут сделать институты Госстандарта. Но им эту работу никто не заказывает.
Видимо, ждут, пока студенты станут покидать учебные заведения, дипломы которых на Западе ничего не значат.
Начнем с простенького - со школьника. Какую бы бумагу он ни притащил в новую школу, его местный (английский) язык всегда недостаточно хорош. А потому ему будет рекомендовано проучиться как минимум на один год больше обычного. Та же ситуация обязательно повторится и в учебных заведениях более высокого уровня.
Для ребенка это означает некое продление детства с возможностью сидеть на шее у родителей и подавать надежды. Для учебного заведения (совсем не трудно сообразить) - чистый доход.
С соискателями разнообразных лицензий власти обходятся вообще красиво! Для получения лицензии требуется соответствовать установленному образовательному цензу. Узнав об этом, торопыги-иммигранты спешат оценить свои дипломы. Лишь потом они соображают, что это только начало, что их всего-навсего допускают до квалификационных экзаменов.
Почему??? Ведь у них же есть диплом? А по кочану. Дипломы в США кто только не выдает. Да и народ из разных стран регулярно прибывает со всякими бумагами. Поди уследи. Чем ты лучше местных соискателей лицензий?
Сами экзамены сдаются чаще всего по системе компьютерных тестов.
Это когда тебе нужно будет ответить на две сотни вопросов, выбирая ответы из предложенных трех, четырех или пяти. Все бы ничего, и вопросы не очень-то сложные. Но задаются они не на русском языке, и на все про все отводится только два часа.
А это значит, что на прочтение и ответ на один вопрос отводится меньше минуты. Наши люди с плохим английским еле-еле успевают прочитать половину вопроса, не то чтобы ответить на него.
Зачем такие экзамены? Каков их педагогический смысл? Как будто кто-то обещал делать все со смыслом!?
Кроме того, законом запрещено не только показывать соискателям сделанные ошибки, но даже о них рассказывать. Так что, многократно сдавая экзамены, никакой такой ловкости или навыка сдачи приобрести нельзя. Система тестов придумана именно для тестирования, а не для натаскивания соискателя.
Знания здесь принято приобретать во время обучения, а не по ходу выполнения контрольных работ и сдачи экзаменов. Каждый ученик с самого детства знает, что если он будет подсказывать и давать списывать своему соседу, то он подготовит себе недобросовестного конкурента, который незаслуженно займет его место под солнцем. А потому на любого списывальщика и сдиралу смотрят как на вора. Вот и все.