ОНЛАЙНОВЫЕ СЕРВИСЫ

ASP (Application Service Provision) - услуга по аренде приложений через Интернет - появилась на Западе около четырех лет назад, два года спустя к освоению этой технологии приступили и в нашей стране. Однако по-прежнему для многих она - новинка, да к тому же и малопонятная, поскольку здесь не решен ряд проблем.

Дмитрий Фишелев: “Экономия при аренде

приложения по ASP-технологии (по сравнению

с приобретением пакета) составляет почти 50%”

Региональный общественный центр Интернет-технологий (РОЦИТ) провел очередной семинар, посвященный аренде приложений на российском рынке. Его прямая видеотрансляция осуществлялась через Интернет на сайте www.a-z.ru. Вниманию участников семинара был представлен обзор ASP-продуктов, пользующихся спросом на российском рынке; помимо этого обсуждались проблемы внедрения и перспективы развития данного рынка в России.

Ряд зарубежных исследовательских компаний сходятся на том, что в ближайшие два-три года на рынке ASP будет наблюдаться существенный рост. Хотя в России серьезных исследований в этом направлении не проводилось, но, по оценке поставщиков услуг ASP, сам рынок невелик, а его отставание от Запада составляет 1-1,5 года. Ожидается, что рост на этом рынке коснется и нашей страны, хотя спрос на аренду удаленных приложений у нас только-только возникает, да и самих предложений на аренду не много. И все же ситуация на отечественном рынке ASP постепенно меняется, поскольку все больше компаний, в том числе региональных, начинают активнее арендовать удаленные приложения.

ASP-продукты в России

Одной из ASP-услуг, предлагаемой компанией “Гарант-Парк-Интернет” (www.parking.ru), является удаленный MS Office - в этом случае, по словам ее представителя Максима Захаренко, “провайдер гарантирует безопасную удаленную работу корпоративных клиентов с документами”. По его мнению, хостинг на платформе MS Windows также можно рассматривать, как вид ASP. Из других услуг “Гаранта” были упомянуты Интернет-магазин (“движок” - без наполнения данными) и MS Share point team services (для совместной работы с документами).

Компания DataFort (www.datafort.ru) старается предоставлять в аренду сложные, высокоуровневые бизнес-приложения и на российском рынке она, как отмечает ее представитель Дмитрий Фишелев, единственная сдает в аренду приложения такого уровня. По результатам проведенных исследований рынка ASP специалисты этой фирмы пришли к выводу, что наиболее востребованными решениями в России в ближайшем будущем окажутся ERP- и CRM-системы. DataFort включила в свой ASP-портфель продукты компаний Microsoft (Office, Project, Exchange Server, MS SQL, Navision Attain), Oracle (СУБД) и SupportWizard. Корпоративным клиентам, считает Дмитрий Фишелев, выгодно арендовать сложные высокоэффективные и дорогостоящие приложения, так как экономия в этом случае (по сравнению с приобретением пакета) может составлять почти 50%. Однако многие потенциальные арендаторы об этом даже не догадываются.

Клиенты фирмы e-Style ISP (www.esisp.ru) арендуют, как правило, пакеты ПО, цена которых для их компаний недоступна. Однако к оплате аренды такого продукта потенциального клиента, по мнению представителя e-Style ISP Алексея Степутенкова, следует подготовить, поскольку эта услуга может быть довольно дорогой.

Фирма FRONTSTEP (www.frontstep.ru) подготовила пятую версию CRM-системы, которую намерена сдавать в аренду. Помимо оплаты покупки сервера и лицензии, у компании-клиента большая часть затрат уходит на внедрение продукта, его описание и инжиниринг бизнес-процессов. Стоимость внедрения составляет 70-125% от стоимости лицензий. При аренде система из пяти лицензий, т. е. пяти подключений, обойдется в $1500. Арендуемое CRM-приложение размещается на сервере, и к нему через браузеры подключаются все пользовательские места.

Проблемы

В числе проблем, обсуждавшихся на форуме, были следующие: неинформированность о возможностях этой технологии, низкая степень доверия (а точнее, недоверие) между провайдером и клиентом, а также провайдером и разработчиком программ, избегающим по этой причине размещать свое творение в глобальной сети. Именно недоверием между партнерами можно объяснить нежелание российских разработчиков таких популярных (среди корпоративных клиентов) программных продуктов, как бухгалтерские программы, осваивать эту область.

Была упомянута на семинаре РОЦИТ и немаловажная коммутационная проблема глобальной сети, оказывающая отрицательное влияние вообще на работу Интернета в России. По словам Алексея Степутенкова, опыт аренды приложений по большей части характеризуется неудачами, обусловленными рядом проблем, среди которых выделяются:

- неполнота, а иногда и противоречие законов, касающихся использования Интернета;

- недостатки в обеспечении безопасности доступа к арендуемым приложениям;

- сложности в подтверждении правомерности таких сделок;

- трудности, возникающие при обосновании эффективности применения ASP-технологии.

Кроме того, в случае перехода фирмы на арендуемые приложения возникает необходимость сокращения персонала в ИТ-отделе.

Версия для печати