СЕМИНАР

В течение двух дней - 31 октября и 1 ноября - в Москве фирма "Искон" (www.iscon.ru) провела семинар "Практические аспекты автоматизации производства", в котором приняли участие руководители российских предприятий, финансовые директора, начальники производства и ИТ-подразделений.

Ведущий эксперт компании Александр Петров дал сравнительный анализ производственных систем, представленных на российском рынке.

Рассматривая проблемы, с которыми сталкиваются российские производственники при выборе и внедрении ИС типа ERP, он отметил, что, как показывает опыт экспертов "Искона", зачастую не принимается во внимание соответствие зарубежной системы российским условиям и не проводится глубокий анализ производства, с тем чтобы на его основе планировать внедрение продукта. А без предварительной кропотливой локализации западная ERP-система не будет сообразовываться с российской спецификой в области финансового и бухгалтерского учета, расчета заработной платы, учета основных средств и т. п. Что в такой ситуации получит российское предприятие, купившее данную систему? Фактически оно станет "полигоном" для ее адаптации к нашим условиям, причем само за это и заплатит. Что же касается функциональности управления производством, то здесь локализация практически не требуется, и западные ИС, по мнению г-на Петрова, в этой сфере проработаны достаточно глубоко. Для эффективного решения задач автоматизации компании-разработчики расширяют функциональные возможности ERP-систем, что, в свою очередь, приводит потенциальных пользователей к еще большим затруднениям при их выборе.

Необходимым условием развития ИТ-инфраструктуры предприятия является наличие точных и независимых данных о ее текущем состоянии. Для проведения экспертизы в этой области специалисты "Искона" выявляют степень формализации и автоматизации бизнес-процессов предприятия, классифицируют системы автоматизации по шкале моделей зрелости. Все исследования ведутся на основе международных стандартов, в частности такого, как CobiT "Контрольные объекты для информационных и смежных технологий", разработанный ISACF (Фонд аудита и контроля информационных систем, США). Экспертное заключение помогает предприятию разработать комплекс ближайших мер в области автоматизации.

За круглым столом Александр Петров подчеркнул, что "Искон" позиционирует себя как консалтинговую компанию, которая располагает значительным опытом решения ИТ-задач, но непосредственно внедрением ИС не занимается и благодаря этому обстоятельству может проводить независимую экспертизу предприятий заказчика, помогая ему сориентироваться в выборе оптимальной системы. Однако один из участников мероприятия тут же высказал мнение (причем в весьма категоричной форме), что независимых экспертов ни в нашей стране, ни на Западе не существует и весь бизнес основан на связях. Надо отметить, что каких-либо аргументированных возражений против такого очевидного довода не нашлось.

При внедрении ИС важна эффективная организация и управление работами, так как по приведенной на форуме статистике только 16% проектов укладываются в согласованные сроки и бюджеты, а остальные в среднем превышают бюджет на 188%, а сроки - на 222%.

Сроки и стоимость развертывания ИС на предприятии зависят от многих факторов: от масштаба производства, выбора системы, уровня предстоящей автоматизации и др. Так, начальник отдела АСУ Московского шинного завода Татьяна Фарафонова рассказала об опыте внедрения на своем предприятии системы iRenaissance, которая позиционируется как КИС. Эта система была выбрана в 2001 г. по результатам тендера, в котором участвовало пять компаний. Положительную роль при выборе сыграли, по словам г-жи Фарафоновой, поддержка функции управления качеством, управление в реальном времени, ведение двух видов финансового учета (по российскому и западному образцам), локализация, открытый код, гибкость настройки, масштабируемость, конкурентная цена и т. п. Однако при внедрении iRenaissance предприятие столкнулось со множеством непредвиденных трудностей (например, пришлось описать и запрограммировать более 14 тыс. бизнес-процессов!). Поэтому на реализацию только первого этапа было затрачено два года и около 1 млн. долл. Несмотря на значительный опыт разработки ИС и детальное знание производства с информационно-технологической стороны, подчеркнула Татьяна Фарафонова, после изучения вопроса стало понятно, что своими силами с задачей внедрения ИС не справиться (в штате отдела всего три программиста). Для оказания консалтинговых услуг и проведения внедренческих работ на завод были приглашены специалисты Научного автомоторного института, которые оперативно (в течение нескольких часов) снимают возникающие вопросы.

Участники семинара отметили, что процесс внедрения ИС в производство условно подразделяется на три стадии, характеризующиеся разным психологическим настроем в коллективе. На первой стадии среди людей царит приподнятое настроение (своего рода эйфория): кажется, что до победы рукой подать. Через некоторое время многочисленные трудности, с которыми приходится столкнуться внедренцам, приводят их в уныние, однако на следующем этапе оно все же уступает стабильному рабочему настроению, а дальше приходит черед спокойных трудовых будней.