ИНТЕРВЬЮ

22 декабря прошлого года в Москве была зарегистрирована компания "Доктор Веб" (www.drweb.com), техническим директором которой стал создатель семейства программ Dr.Web, известный отечественный борец с компьютерными вирусами Игорь Данилов. Кроме того, г-н Данилов оставил за собой пост технического директора существующей с марта 1993 г. Санкт-Петербургской антивирусной лаборатории Игоря Данилова ("СалД", www.drweb.ru). Чем была обусловлена необходимость образования новой компании? Каковы направления ее деятельности? Об этом и о многом другом вы узнаете из беседы нашего специального корреспондента Владимира Митина с Игорем Даниловым и исполнительным директором фирмы "СалД" Михаилом Бачинским.

PC Week: Игорь Анатольевич, в чем состоит разделение труда между возглавляемыми вами компаниями?

Игорь Данилов: Новая компания ООО "Доктор Веб" позиционируется на рынке как разработчик антивирусных программных продуктов семейства Dr.Web (Dr.Web - зарегистрированная торговая марка). Ее появление - это веление времени, и в первую очередь оно связано с назревшей необходимостью централизации управления и расширения дилерских, дистрибьюторских и реселлерских сетей распространения ПО как в России, так и за рубежом.     

Игорь Данилов:

 "Все дистрибьюторы Dr.Web будут поставлены в равные условия!"

Фирма "СалД" - дистрибьютор программ семейства Dr.Web. Такой же статус имеет сейчас компания "ДиалогНаука", но в дальнейшем число дистрибьюторов должно увеличиться (формированием их сети занимается генеральный директор "Доктора Веба" Борис Шаров, бывший коммерческий директор "ДиалогНауки"). При этом, что очень важно, все дистрибьюторы будут поставлены в равные условия, они будут получать одинаковые дистрибутивы с одинаковым комплектом документации. Раньше же дистрибутивы, распространяемые компаниями "СалД" и "ДиалогНаука", несколько отличались друг от друга. Кроме того, каждая из этих компаний имела свою службу технической поддержки, дилерскую сеть и собственную клиентскую базу. На мой взгляд, такая ситуация тормозила распространение наших антивирусных программ. Поэтому мы и решили ее исправить.

PC Week: Кому раньше принадлежали авторские права на программы Dr.Web?

И.Д.: Лично мне. Хотя, разумеется, создавались они не в одиночку, а коллективом разработчиков и тестировщиков (в основном из Санкт-Петербурга и Москвы), насчитывающим в настоящее время свыше 30 человек. Ныне вся эта команда входит в состав "Доктора Веба". А в фирме "СалД" осталось лишь относительно небольшое - около 25 человек - число специалистов, так или иначе связанных с продажей и сервисом продукта.

PC Week: Что будет со службами техподдержки ваших антивирусов?

И.Д.: Действующие службы будут сохранены. Кроме того, компания "Доктор Веб" занимается созданием централизованной службы техподдержки, услугами которой смогут воспользоваться все зарегистрированные пользователи. Это делается для того, чтобы любой пользователь нашей программы мог получить квалифицированную помощь или консультацию в любом удобном для него месте.

PC Week: А много ли таких пользователей в настоящее время?

Михаил Бачинский: Так как общей клиентской базы пока нет, то могу сказать лишь о продажах, осуществляемых через "СалД". Прежде всего замечу, что только на главную страницу сайта www.drweb.ru ежедневно заглядывает 4,5-7 тыс. уникальных пользователей. Что же касается бесплатных пробных версий Dr.Web, то их каждый день скачивается до 15 тыс. (причем россиян из этих 15 тыс. не более 45-50%, весьма активны пользователи из стран Балтии, Украины, Германии, Белоруссии, Израиля, Америки и ряда других государств). Во время выхода новых продуктов данный показатель еще выше. Количество коммерческих ключей, ежедневно генерируемых (на основе оплаченных счетов) непосредственно ООО "СалД" как физическим, так и юридическим лицам обычно колеблется (без учета OEM-версий, активизаций коробочных вариантов, продаж через дилерскую сеть) от 50 до 60. Кроме того, ООО "СалД" осуществляет продажи через партнерскую сеть, насчитывающую ныне на территории России около 45 фирм. Через эту сеть за день продается свыше сотни коммерческих вариантов программ семейства Dr.Web. Когда реструктуризация канала продаж наших антивирусных программ закончится, ООО "СалД" генерацией коммерческих ключей для конечных пользователей заниматься скорее всего не будет, поскольку создание любых ключевых файлов защиты для антивирусных программных продуктов семейства Dr.Web будет вестись централизованно.    

Михаил Бачинский:

 "Мы предлагаем антивирусные программные продукты семейства

 Dr.Web как для домашних, так и для корпоративных пользователей"

PC Week: С крупными клиентами ООО "СалД" также работать не будет?

И.Д.: Предполагается, что с крупными клиентами - например, Министерством обороны - будет взаимодействовать компания "Доктор Веб". Просто потому, что во всем мире крупные клиенты любят иметь дело непосредственно с разработчиками. Тут уж ничего не поделаешь. Разумеется, если кто-то из серьезных заказчиков пожелает работать с партнерами первого или второго уровней, то со стороны "Доктора Веба" возражений не будет.

PC Week: Кому будут отданы "на откуп" OEM-партнеры, предустанавливающие программы семейства Dr.Web на собираемые ими компьютеры? Кстати, много ли в нашей стране таких партнеров?

М.Б.: Про страну сказать не могу, но у ООО "СалД" таких партнеров свыше 25. Согласно условиям соответствующих договоров, все они поставляют пакет Dr.Web (с полугодовой технической поддержкой и правом продления срока лицензии с 30%-ной скидкой) на каждый собираемый ими компьютер. Мы продолжим работу с ними, а также будем искать новых производителей, желающих сотрудничать с нами.

PC Week: На международные рынки выходить планируете?

И.Д.: Да, нас, конечно, интересуют другие рынки, и мы планируем открытие собственных филиалов и вступление в альянсы с крупными продавцами программного обеспечения, в том числе и за рубежом. Но называть конкретные страны и конкретные сроки пока не буду, так как данный вопрос находится на стадии переговоров. В настоящее время наша главная цель - завершить комплектование штата московского офиса ООО "Доктор Веб" (он располагается на 1-й улице Ямского поля) и подобрать ключевые фигуры, в том числе ответственные за связи с общественностью. Собственно говоря, мы не хотели афишировать начало процесса реструктуризации и не выпускали по этому случаю никаких пресс-релизов, но вездесущие СМИ каким-то образом прознали о начавшихся переменах и засыпали нас вопросами...

PC Week: Кому адресованы ваши программы?

М.Б.: Мы предлагаем антивирусные программы как для домашних, так и для корпоративных пользователей. В частности, у нас есть Dr.Web для рабочих станций под управлением ОС Windows 95/98/Me/ NT/2000/XP (размер его дистрибутива не превышает 5 Мб); Dr.Web для UNIX-систем, включая Linux, FreeBSD, Solaris (х86), OpenBSD, NetBSD; Dr.Web для OS/2; Dr.Web для NovellNetWare. Цена персонального пакета Dr.Web для Windows с годовой технической поддержкой для частных лиц составляет всего 900 руб. Стоимость же продукта Dr.Web для UNIX-систем зависит от срока действия лицензии и количества защищаемых компьютеров (для файловых серверов) и от срока действия лицензии, а также от количества защищаемых электронных адресов, включая так называемые элиасы (для почтовых систем).

PC Week: Какие клиенты вам интереснее - персональные или корпоративные?

И.Д.: Начнем с того, что клиенты интересны все. На сегодняшний момент очень сложно отделить корпоративных клиентов от персональных, по крайней мере это справедливо для наших программ для рабочих станций под управлением ОС Windows. Не скрою, что корпоративный клиент приносит гораздо больше денег. Именно в расчете на их нужды и строятся наши программы. Вернее, строились до последнего момента. Но время неумолимо идет вперед, и мы планируем уделять больше внимания рынку домашних компьютеров и персональным клиентам, которые чувствительны не только к функциональным свойствам продукта, но и к дизайну коробок, простоте интерфейса, удобству оплаты и многим другим нюансам.

PC Week: Текущая версия Dr.Web имеет номер 4.31. Когда ожидается выход в свет "пятерки" , включающей, наподобие недавно анонсированного "Антивируса Касперского 5.0", множество новых технологий?

И.Д.: Мы предпочитаем не "копить" новые технологии и решения, дабы затем разом "выплеснуть" их на голову пользователя, а вносить их в новые релизы наших программ постепенно, по мере готовности данных технологий к промышленной эксплуатации. Вообще говоря, мы планировали выпустить версию 5.0 в сентябре прошлого года. Но затем решили приурочить данное событие к завершению процесса реструктуризации. Не исключено, что он совпадет с началом юбилейной, 15-й по счету выставки SofTool. Разумеется, это вовсе не означает, что наши уникальные разработки ждут для выхода на рынок удобного часа. Они уже присутствуют в наших продуктах, в том числе в ознакомительных версиях, предлагаемых для свободного скачивания. Возможно, мы о них плохо информируем общественность. Однако постараемся исправиться. Процедура подбора грамотного PR-менеджера уже запущена...