Ключевым направлением развития рынка ERP-систем для сегмента средних предприятий в последние годы является создание тиражных вертикальных решений. Один из таких продуктов - Automotive Dealer for Axapta - представило российское отделение компании Columbus IT Partner на семинаре для заказчиков, проведенном в Москве 18 мая.

Система предназначена для автоматизации крупных мультибрендовых автомобильных компаний-дилеров (дистрибьюторов) со сложной территориально распределенной холдинговой структурой. По мнению разработчиков, она призвана заменить имеющийся сегодня у этих компаний "зоопарк" приложений на отдельных участках их работы, объединив в рамках общего информационного пространства все подразделения холдинга (автосалоны, автосервисы, склады запчастей, бухгалтерии, финансовые службы, службы маркетинга, HR, безопасности), и позволить вести управление всеми бизнес-процессами компании в рамках одной системы.

Решение на основе Microsoft Business Solutions-Axapta состоит из трех зависимых подсистем: "Автомобили", "Запчасти" и "Обслуживание", тесно интегрированных с финансовым контуром системы для обеспечения полного оперативного учета в режиме реального времени. В решении учтены специфичные для мультибрендовых автомобильных компаний бизнес-процессы, связанные с обработкой заказа клиента, размещением и отслеживанием заказа в производстве, транспортной и таможенной логистикой, продажами новых и комиссионных автомобилей, trade-in-автомобилей, кредитными схемами продажи автомобилей, формированием полного пакета документов по продаже машин, отслеживанию истории автомобиля, планированию маркетинговых акций, работе с рекламациями, сервисному и гарантийному обслуживанию автомобилей, планированию загрузки мощностей СТОА, поддержке работы складов запчастей, продаже запасных частей со склада и под заказ и т. д. Специфика решения заключается в очень тесной интеграции всех технологических процессов автомобильного холдинга и логистических/финансовых операций, связанных с реализацией этих процессов.

Конечно же одним из главных вопросов для применения такого продукта является его стоимость, тем более что практически все игроки этого рынка уже имеют ту или иную ИТ-инфраструктуру. Как было сказано на семинаре, в качестве ценового ориентира можно указать сумму в 100 тыс. долл. Учитывая это, а также весьма значительный набор функций, участники семинара в кулуарах высказали мнение, что такой продукт может быть полезен для крупных дилеров (с объемом продаж от 10-20 млн. долл.), имеющих сеть филиалов (не менее 20-30 рабочих мест менеджеров) и оказывающих полный спектр услуг по продаже автомашин и последующему техническому сервису.

Однако помимо собственно возможностей продукта собравшихся интересовали также и общие перспективы используемой в нем базовой платформы - Microsoft Business Solutions-Axapta. Именно поэтому стоит особо остановиться на выступлении на семинаре консультанта по продажам бизнес-решений московского представительства Microsoft Екатерины Невзоровой, рассказавшей о текущем состоянии и перспективах развития бизнес-направления Microsoft Business Solutions.

Кое-что о бизнесе Microsoft Business Solutions

За последний год мировой оборот MBS составил 555 млн. долл. (рост - 9%). На фоне спада, наблюдаемого на ERP-рынке, этот показатель является очень хорошим (у многих ведущих игроков этого сегмента наблюдается снижение объемов продаж), но при этом стоит обратить внимание на другой важный момент: увеличение поставок бизнес-решений отстает от средних данных по Microsoft в целом (+13%). А это означает, что доля MBS в общем бизнесе корпорации снижается, хотя всегда говорилось о намерении существенно ее повысить. Число клиентов в России за год увеличилось на 25%. Финансовые данные по продуктам MBS по нашей стране не приводились, но отметим, что рост объема продаж всего ПО Microsoft в прошлом году составил 55%.

Основным направлением деятельности MBS является продвижение унаследованных от купленных ранее компаний продуктов: Axapta, Navision, Great Plains и Solomon (в России представлены только первые два). Корпорация ведет эволюционное развитие этих систем, техническая поддержка которых обещается сегодня как минимум до 2013 г. Для этих решений разрабатываются дополнительные модули, но в них все шире используется технология .NET. Одновременно Microsoft выпускает качественно новые отдельные продукты на базе .NET. В частности, во второй половине прошлого года на рынке появились решения CRM и Demand Planner, и московское представительство компании уже активно занимается подготовкой к их продвижению на российский рынок.

Что же касается бизнес-приложений следующего поколения на базе платформы Microsoft Business Framework (см. PC Week/RE, N 43/2003, с. 56), то их первые рабочие версии появятся не ранее 2006 г. Ожидается, что по своему функционалу они смогут выйти на уровень ERP-решений Microsoft лишь в 2008 г. Соответственно, у заказчиков будет не менее пяти лет для перехода на эту платформу.