РЕЦЕНЗИИ

Рикс Дэвид А. Просчеты в международном бизнесе. 3-е изд.: Пер. с англ. Издательский дом "Вильямс", 2004. - 184 с.

Мало что радует людей так, как чужие ошибки, и в особенности ошибки коллег-бизнесменов. Их приятно смаковать и, посмеиваясь, думать: "Уж я-то никогда бы так не сделал - и вообще, если эти недалекие дельцы прокалываются на столь очевидных вещах, как они в принципе смогли построить бизнес и выстоять в конкурентной борьбе?".

При чтении книги Дэвида Рикса "Просчеты в международном бизнесе" складывается впечатление, что сей труд целиком и полностью посвящен культивированию подобных воззрений, и каждый приведенный здесь анекдот из реальной жизни только утверждает читателя в чувстве собственного превосходства. И теперь, запомнив все изложенные ошибки, можно смело кидаться в бурное море предпринимательства, будучи убежденным, что уж с тобой-то ничего подобного не случится. Но так ли это?

Автор подбирал материалы к книге на протяжении двух десятилетий, черпая информацию у преподавателей международного бизнеса (которые, естественно, знают все байки в своей отрасли), а также в СМИ. Результатом изысканий стали десятки, если не сотни анекдотических случаев, которые Дэвид Рикс распределил по девяти главам данного труда.

Глава первая - введение - поднимает тему значения культуры и роли общения в международном бизнесе и показывает, как часто прямое соприкосновение людей из различных стран (с разными культурами) убийственно влияет на отношения между компаниями. Но при этом остается нерешенным, можно ли считать большинство из приведенных казусов действительно ошибками, т. е. действиями, которых можно было бы реально избежать. Беда в том, что люди, не сталкивавшиеся ранее с представителями данного социума, почти наверняка допустили бы в подобной ситуации те же, если не худшие, действия. Дипломатов годами натаскивают на работу в экзотических странах, и то их неосторожные поступки и высказывания нередко приводят к скандалам, что же требовать от обычного человека?

Следующие шесть глав посвящены соответственно производству (ошибкам в размещении и проектировании предприятий, а также в выпуске товаров для локальных рынков), названиям (порой невинные названия товаров и компаний звучат оскорбительно или смешно в других странах), маркетингу (кто бы сомневался, что на различных рынках должны быть разные способы продвижения), переводам (аж жуть берет, какие бывают тупые переводчики), менеджменту (нужно подстраиваться под людей каждой страны) и стратегии (выбору каналов продвижения на рынок).

Восьмая глава затрагивает такие аспекты международного бизнеса, как право и финансы, где также можно наделать множество оплошностей. Кроме того, здесь акцентируется внимание на важности маркетинговых исследований - ведь и они также могут быть некорректными. Ну и последняя глава, "Полезные советы", является некой квинтэссенцией вышеизложенного материала, где автор пытается дать собственное заключение и в очередной раз призывает всех совершать поменьше ошибок.

Все это звучит внушительно и привлекательно, но беда в том, что книга, пожалуй, сама является одной сплошной ошибкой.

Строго говоря, можно придраться и к качеству приведенных примеров. Ряд из них - откровенные байки, другие слишком мелочны, а есть интересные факты, которые вообще выходят за рамки обозначенной темы. Например, ошибка Gillette, продавшей перспективную технологию компании Wilkinson, не имеет ни малейшего отношения к нюансам межкультурных отношений или особенностям локальных рынков.

Но дело не в этом, или, скажем, большей частью не в этом. На мой взгляд, автор сделал концептуальную ошибку еще на этапе выбора формата книги. Ему нужно было либо оставаться в жанре анекдота и едкой сатиры, не пытаясь делать глубокомысленные замечания, либо уж пытаться создать не "чтиво для бизнесменов", а действительно полезный труд. Последнее можно было бы осуществить, написав учебник по международному маркетингу, где подобные анекдоты служили бы прекрасным иллюстративным материалом к тому, что получается, если нарушать писаные правила.

Получившееся же ни то ни сё, как показывает практика, в большинстве случаев вызывает только раздражение. Это выглядит точно так же, как если бы кто-то, собрав на anekdot.ru все анекдоты про Вовочку, пытался на полном серьезе на этом материале написать трактат об ошибках в воспитании детей.

Выводы, которые получаются у Дэвида Рикса, не просто банальны до предела (с точки зрения профессионалов), зачастую они и неосуществимы. Например, он справедливо говорит о важности досконального исследования локальных рынков, забывая о том, что не в каждой стране есть возможность провести корректное исследование. Кроме того, отдельная тема - как долго будет делаться полноценный отчет и сколько он будет при этом стоить. Даже не в самой отсталой стране России есть всего несколько аналитических компаний, которые в состоянии провести подобную работу, да и то им потребуется не один месяц только на предварительные изыскания. Безусловно, есть международные специализированные фирмы, способные сделать то же самое, но стоимость их услуг просто астрономична и может не окупиться предполагаемой выгодой.

После всего этого начинаешь задумываться о "пользе" глобализма, размывающем все различия между народами и рынками. Вот тогда всем было бы "щастье", и Дэвид Рикс наконец-то перестал бы находить новые примеры ошибок бизнесменов, позволяющих ему выпускать все новые, расширенные переиздания своей книги.

Версия для печати