"Богатство России Сибирью прирастать будет"

Михайло Ломоносов

Владимир Дрожжинов, Елена Шайтурова

Обозревая ландшафт региональной информатизации, невольно задаешься вопросом, почему для регионов (их 89) и муниципалитетов (которых под 50 тыс.) не созданы типовые решения вроде Microsoft Axapta, SAP R/3 или Oracle Business Suite. При ближайшем рассмотрении можно обнаружить одну организацию, которая лет тридцать уже занимается этой проблемой, - ВНИИПВТИ (ВНИИ проблем вычислительной техники и информатики, www.pvti.ru), но типовых пакетов как не было, так и нет. Можно заподозрить, что одной из причин тому явился переход в стране от централизованного планирования к децентрализованному, но при наличии 71 дотационного региона из 89 можно смело утверждать, что централизованное планирование в виде федеральных трансфертов осталось. При всем при том уже давно существует Совет главных конструкторов региональной информатизации, который совсем недавно стал рабочим органом Совета по региональной информатизации, куда по идее должны входить губернаторы или их заместители, а возглавлять этот совет намерен сам министр информационных технологий и связи.

Региональное измерение имеет ФЦП "Электронная Россия" ("Э-Россия"). Более того, проведение в рамках этой ФЦП конкурсов по выбору региональных и муниципальных проектов, совместно финансируемых из федерального, регионального и муниципального бюджетов (www.region2003.ru), всколыхнуло информатизацию регионов, которые один за другим запускают свои программы "Электронный регион" ("Э-Москва", "Э-Петербург" и др.), зачастую беря за основу содержание ФЦП "Э-Россия". Но деньги, выделяемые из федерального и региональных бюджетов на региональные проекты, бесконечно малы, и трудно ожидать, чтобы эти проекты оказали радикальное влияние на ход информатизации регионов. Можно утверждать, что только в регионах, "сидящих" на нефти и газе (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа и им подобные) или на деньгах (Москва и Петербург) процесс информатизации является не вялотекущим, а динамичным, с перспективой еще при жизни современного поколения оформиться в виде законченной информационной распределенной системы.

Однако не все так плохо, как может показаться из Москвы. Центры регионов - это, как правило, концентраторы вузов, вузовской и бывшей отраслевой науки, неустанно кующие местные кадры информатизаторов высокого профессионального уровня. Интернет обеспечивает для них оперативную доступность всех знаний по современным ИКТ, методологиям и технологиям их внедрения. Один из авторов этих строк лично мог убедиться в этом, консультируя правительства Омской и Сахалинской областей и Республики Удмуртия при создании в них электронных правительств и общаясь с местными системными интеграторами, разработчиками и поставщиками ИКТ. Далее мы подробнее остановимся на опыте Омской области.

В январе 2004 г. в Омской области состоялась реформа органов госвласти, в результате которой областная администрация была преобразована в правительство Омской области, призванное обеспечить более эффективное управление регионом. Именно с этого времени его руководство стало проявлять интерес к новым информационным технологиям как к средству оптимизации и совершенствования управленческих процессов, а управление делами правительства Омской области взяло на себя роль координатора развития региональной информатизации. И первый шаг в данном направлении - разработка и запуск собственной программы информатизации под названием "Электронный регион". Для этого уже создана специальная рабочая группа, состоящая из представителей научного сообщества, общественных объединений, органов местного самоуправления, деловых кругов и всех заинтересованных лиц.

Текущий этап информатизации региона связан с внедрением электронного документооборота в аппарате губернатора и правительстве Омской области. Местная компания "Альфа-Спектр" (http://alfa.omsknet.ru) разработала концепцию единой региональной системы электронного документооборота, в рамках которой при содействии областной администрации в 2000-2001 гг. были проведены широкомасштабные пилотные испытания системы электронного документооборота на базе Lotus Notes. В испытаниях приняли участие практически все крупные учреждения, предприятия и вузы региона - всего 40 организаций, в которых в общей сложности работает более 800 человек управленческого персонала. Именно после этих испытаний и было принято решение о внедрении системы электронного документооборота в правительстве Омской области. Сейчас соответствующие работы вступили в завершающую стадию, а конечный результат видится в создании региональной системы электронного документооборота, охватывающей практически все органы исполнительной власти региона, учреждения систем образования и здравоохранения, органы внутренних дел и наиболее значимые промышленные и торговые предприятия.

Компания "Альфа-Спектр" одной их первых в России произвела русификацию средств дистанционного обучения Lotus LearningSpace, что существенно повлияло на развитие в омском регионе системы дистанционного обучения. На ее основе сейчас работает ряд вузов и колледжей Омска, Новосибирска, Тюмени, успешно обучая студентов, проживающих в отдаленных северных районах области и даже в Якутске и Нижневартовске.

Уже четырнадцатый год на омском рынке работает ИТ-компания с необычным названием "Лаборатория систем 321" (www.lab321.ru/). А пошло это название от лаборатории N 321, находившейся в шестом корпусе тогда еще политехнического института (ныне университета), в которой специалисты кафедры информационно-измерительной техники вели научно-исследовательские работы в области сверхпроводящих квантовых интерференционных датчиков (СКВИДов). В настоящее время фокус деятельности компании перенесен на системную интеграцию на основе открытого программного обеспечения (ПО), а ИТ-инфраструктура практически вся уже построена на открытом ПО.

"Лаборатория систем 321" не замыкается на омском регионе. Существует ее близнец - Laboratory 321 UK (www.lab321.ru/uk/), учрежденный совместно с английским партнером "на перспективу" для торговли, создания открытого ПО для западных клиентов, обучения специалистов и привлечения их "мозгов". По мнению директора "Лаборатории систем 321" Сергея Буша, открытое ПО означает новый виток технологического развития, способный обеспечить надежность программ и независимость пользователя от поставщика ПО, существенное снижение затрат и, что самое важное, ускорение развития регионов. Говоря о развитии информационных технологий в Омской области, он считает необходимым прежде всего закрепить в программных документах региона приоритетность свободного ПО, а затем начать использование имеющихся решений для перехода на открытое ПО в региональных и муниципальных органах управления и на государственных предприятиях. Сергей утверждает, что "Лаборатория систем 321" имеет все необходимое для создания интегрированной системы обслуживания населения города и области, полностью построенной на свободно распространяемом ПО, - дело лишь за поддержкой городской администрации и правительства области в развертывании проектов подобного рода.

Научно-производственное объединение "Мир" (www.mir-omsk.ru/) - гордость омского региона. Оно занимается реализацией широкого спектра сложных проектов - от систем управления объектами энергетики до управления объектами нефтедобычи на основе аналоговых и цифровых измерительных преобразователей. Для Сибири управление объектами энергетики имеет первостепенное социально-экономическое значение. НПО "Мир" создает современные автоматизированные системы диспетчеризации для электрических сетей и сетей наружного освещения, для тепловых сетей и сетей водоснабжения, обеспечивающие бесперебойность их функционирования. В компании есть собственные подразделения по разработке, производству и внедрению соответствующих аппаратно-программных комплексов телемеханики и автоматики, поскольку на рынке отсутствуют изделия, способные работать в условиях Сибири с диапазоном температур от -40 до +35 °С.

В Омской области имеется также ряд интересных проектов, базирующихся на современных ИТ. Один из них - "Промышленная Сибирь" (www.sibindustry.ru). В 2002 г. благодаря этому Интернет-проекту область получила вторую премию в номинации "электронный бизнес" на конкурсе "Лучший регион в сфере информационно-коммуникационных технологий". По мнению директора проекта Евгения Бургонова, существует тесная связь между перспективами экономического роста региона и развитием сектора информационных технологий, так как дальнейшее развитие этого сектора приведет к созданию коммерчески жизнеспособных моделей бизнеса и новых рабочих мест, увеличению иностранных инвестиций и в конечном счете к интеграции региона в глобальную, основанную на цифровых технологиях экономику. Для реализации этой задачи при поддержке правительства Омской области создан программно-аппаратный комплекс для размещения на одном портале Интернет-ресурсов "Промышленная Сибирь", "Большая промышленная ярмарка Сибири", "Промышленность омского региона" и "Выставка военной техники, технологий и вооружения сухопутных войск".

В настоящее время посещаемость сайта "Промышленная Сибирь" составляет более 6000 посещений в день - по Омской области это бесспорный лидер. Важно, что портал дает картину промышленности области не только в структуре отраслей и предприятий, но и по выпускаемой продукции. Только за несколько последних месяцев к этой информации обратилось более 60 000 человек, просмотрено около двухсот тысяч страниц текстов и прайс-листов. Благодаря сайту омские предприятия находят новых деловых партнеров, а значит, получают дополнительные заказы. На его основе предполагается создать региональную электронную торговую площадку.

Интересные проекты ведет омское внедренческое малое государственное предприятие (ВМГП) "Телеком" (www.rbs.ru/vttv/99/firms/Telecom/). Один из них - не имеющий аналогов в России проект "Сибирский институт развития семьи". Цель данной работы - создание целостной системы управления развитием семьи на территории города как хозяйствующего субъекта, капитализация активов которого подобно индикатору определяет благополучие горожан. В рамках этой системы поддерживается управляемый процесс развития семьи, предполагающий мобилизацию средств самой семьи, а также средств адресной социальной поддержки и благотворительных фондов.

Еще один социальный проект ВМГП "Телеком" - региональная информационно-аналитическая система "Учет наличия и движения молодежи в учебных заведениях и на производстве", построенная на основе интеграции автоматизированных информационных систем "Школьный офис", "Паспортная служба", "Учетная система Инспекции по делам несовершеннолетних". Такая интегрированная система позволит формировать контингент перспективной молодежи для социально-экономических проектов на территории города и области, а также выявлять группы риска.

Помимо социальных инициатив "Телеком" предлагает ряд системообразующих проектов. Так, проект "Единый депозитарий электронных кадастровых систем (на примере города Омска)", выполняемый с участием субъектов бизнеса, власти и науки, идейно опережает проекты такого рода в рамках ФЦП "Э-Россия". Он призван создать объединенные государственные информационные ресурсы (ОГИР) департамента недвижимости, комитета по земельным ресурсам города, Земельной палаты города Омска, учреждений юстиции, комитета по статистике, налоговой службы, антимонопольного управления, служб занятости, пенсионного фонда, субъектов оценочной деятельности (некоммерческое партнерство "Омская коллегия оценщиков"), союза риэлторов. Данный проект обеспечит интеграцию информационных ресурсов с учетом базовых идентификаторов (земля, строение, житель, семья, предприятие, учреждение).

После реализации проекта появится интегрированная база данных столицы региона, разделенная на три уровня:

1) научно-технологическая, профессиональная информация (приватная и закрытая);

2) аналитическая информация, получаемая на основе данных научно-технологического характера и предназначенная для принятия решений для служебного пользования и продажи на коммерческих началах;

3) публичная информация, получаемая из аналитической информации и предназначенная для СМИ, маркетинговых компаний и других потребителей.

Здесь не обойтись без регламента, который позволит продавать на рынке информацию требуемой структуры и объема. Данные для принятия решения, заказанные властью, должны быть извлечены из источников профессиональной информации, а для этого необходимо создать региональное информационно-аналитическое агентство, которое, обрабатывая доступные ресурсы, корректно, без нарушения прав и секретности, будет предоставлять власти и рынку информационные продукты и знания. В дальнейшем на базе ресурсов такого агентства можно создать группу качественного анализа процессов и ситуаций в регионе и формировать региональную статистическую отчетность по решению проблем развития региона.

Еще одним системообразующим проектом является оригинальная "Телекоммуникационная система жизнеспасения", предназначенная для многофункционального применения при возникновении чрезвычайных ситуаций на транспорте (авиационном, морском, речном, автомобильном, железнодорожном), в строительстве, в результате актов терроризма, при экстремальном туризме и т. д. Проект построен на технологии измерения географических координат объектов посредством локальной системы маяков с возможностью передачи телеизмерений и иной информации. Его отличительной характеристикой является многофункциональность телекоммуникационной системы дистанционного определения координат подвижного объекта (с высокой степенью гарантии) и обеспечение помощи при спасении жизни раненого (больного) в жестких временных рамках. Преимущества такой системы по сравнению с другими решениями (например, GPS-технологиями) таковы:

- локальность и независимость от спутниковых систем определения координат;

- высокая готовность и точность в условиях дислокации стационарных и разворачиваемых систем маяков;

- возможность одновременного решения задач активного поиска и жизнеспасения (доставка грузов, врачей, спасателей).

А тем времен ВНИИПВТИ начал грандиозную работу по паспортизации информатизации регионов, которая фиксирует ее состояние по следующим позициям:

- наличие организационной основы и нормативно-правовой базы развития информатизации в регионе;

- уровень работ по информатизации основных сфер жизнедеятельности региона (социальная сфера - пенсионное обеспечение, социальная защита населения, трудоустройство; образование, здравоохранение и наука; культура, природопользование и экология; жилищно-коммунальное хозяйство, информатизация органов государственной власти и органов местного самоуправления, производственная сфера; непроизводственная сфера, в том числе торговля, банковский сектор и т. д.);

- наиболее значимые проекты формирования инфраструктуры информатизации, реализованные в регионе (формирование информационных ресурсов общего и коллективного пользования, развитие телекоммуникационной сети, реализация проектов в области информационной безопасности и т. д.);

- состояние работ по информатизации муниципальных образований;

- социально-экономические результаты применения ИКТ в регионе;

- бюджетная политика администрации региона в сфере ИКТ;

- степень обеспечения доступа граждан к достоверной государственной информации, создание условий для взаимодействия органов власти между собой, с населением, бизнесом и институтами гражданского общества;

- оценка состояния работ по обеспечению информационной безопасности региона;

- взаимодействие по вопросам информатизации региона с федеральными органами государственной власти;

- взаимодействие по вопросам информатизации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- приоритетные направления информатизации региона на ближайшую перспективу;

- проблемы развития информатизации региона и возможные пути их решения.

Есть надежда, что появление паспортов информатизации регионов сделает процесс мониторинга региональной информатизации непрерывным, а саму информатизацию - более предсказуемой и управляемой.

Версия для печати