РЕШЕНИЯ

Любая крупная западная корпорация уделяет значительное внимание продвижению своих решений в образовательные учреждения. Оно и понятно: во-первых, выпускник вуза, приобретший во время учебы навыки работы с той или иной системой, вряд ли по доброй воле "перебежит" на конкурирующий продукт, а во-вторых, этим компания способствует, пусть и косвенно, подготовке сотрудников для самой себя и для своих партнеров. Не является исключением и корпорация Oracle (www.oracle.com), организовавшая 16-17 сентября совместно с компанией "ФОРС - Центр разработки" (www.fdc.ru) и ГНИИ ИТТ "Информика" (www.informika.ru) двухдневную научно-практическую конференцию "Технологии Oracle в образовании и науке". Основными целями этого мероприятия были ознакомление представителей российских вузов с инициативами корпорации и уже имеющимися решениями на платформе Oracle в образовательной сфере, а также обсуждение их перспектив в нашей стране.

На конференции компания представила свою программу Oracle Academic Initiative (OAI), разработанную для некоммерческих вузов (для коммерческих образовательных учреждений имеется другая программа - Workforce Development Programme, на Россию пока не распространяющаяся). В рамках OAI корпорация предоставляет вузам лицензии на свои продукты, учебники для преподавателей и студентов, техническую поддержку, а также необязательную возможность обучения и сертификации преподавателей и 40%-ную скидку на прохождение экзаменов преподавателями и студентами в сертификационном центре Prometric. Членство в программе обойдется вузу в 500 долл. в год, стоимость каждого курса, выбранного вузом для преподавания (не более трех в год), - еще 150, обучение и сертификация преподавателя - 6-8 тыс. долл. (как уже отмечалось, при наличии квалифицированных кадров специальное обучение и сертификация не требуются); кроме того, вуз должен оплатить доставку и растаможивание полученного ПО. Пока в СНГ к этой программе присоединилось лишь четыре вуза: Российская экономическая академия им. В.Г. Плеханова, Петербургский политехнический университет, Харьковский институт информационных технологий и Ташкентский государственный университет. Полная информация по этой программе, а также списки участвующих в ней образовательных учреждений доступны в Интернете по адресу: oai.oracle.com.

В настоящее время растет потребность вузов в организации заочного и дистанционного обучения, а также во внедрении полномасштабных систем управления учебным процессом. Здесь корпорация предлагает свое решение Oracle iLearning, позволяющее свести в едином информационном пространстве обучающихся, преподавателей, менеджеров учебного процесса и поставщика образовательной программы. Это ПО обеспечивает управление не только дистанционным, но и традиционными видами обучения. Согласно исследованию Cedar Group, проведенному в 2002 г., применение полноценных систем управления обучением (LMS - Learning Management System), подобных Oracle iLearning или IBM LMS, позволяет сократить время обучения на 35-45% и уменьшить его стоимость на 25-45%.

Платформы Oracle и прежде всего СУБД этой корпорации нашли широкое применение в нескольких отечественных образовательных проектах, например в системе проведения единого государственного экзамена, системе комплексной автоматизации Академии народного хозяйства при правительстве РФ (кстати, АНХ является пилотной площадкой в рамках федеральной программы "Электронная Россия"), Интегрирующем информационном комплексе Ростовского государственного университета, информационной системе Петрозаводского государственного университета и др. Презентации этих решений вызвали большой интерес у участников конференции, тем более что комплексные системы автоматизированного управления вузами у нас в стране пока еще редкость.

Горячая дискуссия развернулась в рамках круглого стола, завершавшего конференцию. Необходимость обучения студентов самым современным информационным технологиям, равно как и применение их в организации и управлении самим учебным процессом, сомнений ни у кого не вызвала, однако представители вузов оказались практически единодушны и в своей весьма нелестной оценке академической программы Oracle. Например, в Нижегородском университете уже читаются курсы, посвященные технологиям Microsoft, Intel, Cisco, планируется курс по СУБД DB2 корпорации IBM, и все эти компании не только не требуют от вуза какой-либо оплаты, а наоборот, сами доплачивают и самому учебному заведению, и его преподавателям за обучение студентов своим технологиям. Аналогичная картина наблюдается и в некоторых других вузах, и в связи с этим возникает законный вопрос: почему Oracle не придерживается такой же политики? Более того, участие в OAI накладывает на вузы очень жесткие ограничения, в частности исключает возможность платного обучения студентов, а это вкупе с необходимостью оплаты самого участия в программе отнюдь не улучшит и без того нелегкое финансовое положение наших учебных заведений.

Критике подверглось и содержание самих учебных материалов Oracle; впрочем, в равной мере она может быть отнесена и к пособиям многих других фирм. По мнению выступавших представителей учебных заведений, эти материалы "заточены" под американскую модель образования и больше ориентированы на "дрессировку" студентов в применении совершенно конкретных решений конкретных компаний (например, той же СУБД Oracle Database). Наше же образование носит прежде всего фундаментальный, а не прикладной характер. В тактическом плане американская модель может оказаться в некоторых случаях выгоднее (студент, прослушавший курс по Oracle Database, уже имеет все необходимые знания и умения для немедленного использования этого продукта на практике), но стратегически фундаментальный подход обеспечивает куда большую гибкость (человек, хорошо разобравшийся с реляционными СУБД вообще, без особого труда сможет освоить конкретное ПО данного класса, хотя, конечно, ему потребуется на это некоторое время). Как отмечали собравшиеся, чтобы не потерять нашу традиционную основательность и в то же время дать студентам как можно больше знаний по применению конкретных систем, необходимо не просто переводить американские курсы, а разрабатывать свои собственные, отвечающие особенностям национального образования.

В целом конференция оказалась живым и информационно насыщенным мероприятием, показавшим большую заинтересованность наших вузов в сотрудничестве с Oracle. Главное пожелание участников к корпорации - пересмотреть программу OAI, адаптировав ее в соответствии с российскими реалиями, без чего ее успех в наших вузах представляется весьма сомнительным.

Версия для печати